МОСКВА, 9 ноя – РАПСИ. Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области возбудило уголовное дело в отношении бывшего генерального директора ООО «Томет» Владимира Чаброва по ч. 3 ст. 30 УК РФ (приготовление к преступлению) и ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору), сообщают телеграм-каналы.
Потерпевшим по делу признано ООО «Томет».
В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что в период с 20 июля 2017 года по 24 декабря 2019 года Чабров, назначенный на должность решением единственного участника ООО (компания Triumph Development Limited), действуя согласно предварительной договоренности с сотрудниками Тольяттихимбанка и Ульяновскэнерго, заключил несколько фиктивных договоров на общую сумму более 857 миллионов рублей.
Предметом договоров являлась обязанность компании «Томет» перед Тольяттихимбанком полностью отвечать за исполнение обязательств Ульяновскэнерго, предусмотренных договорами о предоставлении кредита, с последующим переводом средств в адрес энергокомпании.
Самарский районный суд Самарской области 29 октября в качестве обеспечительной меры наложил арест на имущество Владимира Чаброва.
Интересно, что Чабров – выходец из консалтинга, как и его заместители Александр Бабич и Надежда Лекарева не имели опыта работы на промышленных предприятиях.
Следствие считает, что Чабров сознательно вводил в заблуждение ООО «Томет» и его кредиторов относительно платежеспособности и финансового состояния Ульяновскэнерго. Действия Чаброва правоохранительные органы квалифицируют как покушение на приобретение права на имущество «Томета» путем обмана в особо крупном размере.
Банкротные и уголовные дела
Арбитражный суд Самарской области 3 марта признал «Томет» банкротом по заявлению «Уралхима», миноритарного акционера ТоАЗа, назначенного судом взыскателем долга в размере 87 миллиардов рублей. Конкурсным управляющим ООО был назначен Анатолий Селищев.
Управляющий получил предприятие в удручающем состоянии, однако в кратчайшие сроки ему удалось достигнуть того, что все важнейшие агрегаты предприятия заработали в штатном режиме. Ранее он сообщал РАПСИ, что «мы вышли на уровень выпуска 2250 тонн метанола в сутки», а к октябрю этот показатель увеличился до 2600 тонн сутки. «Для сравнения: в феврале, до введения конкурсного производства, когда второй агрегат метанола простаивал, производилось 1200 тонн метанола в сутки», - рассказал Селищев. Кроме того, проведена работа по достройке эстакады для налива метанола в автоцистерны.
Селищев заметил, что «производственный процесс на «Томете» контролировал и обеспечивал «Тольяттиазот», а часть руководителей «Томета» вообще непонятно что делали на заводе, другие не обладали нужной профессиональной квалификацией, а с кем-то пришлось расстаться из-за принципиально разных позиций в отношении дальнейшего развития завода».
В 2019 году скрывающиеся за границей бенефициары ТоАЗа Владимир и Сергей Махлаи, швейцарец Эндрю Циви, а также двое их сообщников были признаны виновными в мошенничестве при осуществлении экспортных операций с продукцией ТоАЗа. Одновременно суд обязал их выплатить компенсацию потерпевшим от преступления – 77 миллиардов рублей непосредственно ТоАЗу и 10 миллиардов рублей – «Уралхиму». Солидарным ответчиком по иску был признан «Томет» как находящийся под контролем одного из осужденных, аффилированных с владельцами «Тольяттиазота», «Томет» получил статус должника.
Изначально бенефициары ТоАЗа планировали обанкротить «Томет» под своим контролем, чтобы избежать многомиллиардных выплат. В уголовном деле о мошенничестве представители ТоАЗа отрицали факт нанесения ущерба и отказались признать предприятие потерпевшим, поэтому суды всех инстанций признали ПАО «Тольяттиазот» ненадлежащим взыскателем долга, но подтвердили полномочия «Уралхима» как взыскателя долга в пользу ТоАЗа и кредитора ООО «Томет».
Кроме того, суд в августе 2021 года признал Сергея Махлая банкротом и арестовал все принадлежащее ему имущество. Арест имущества Махлая не позволит бенефициарным владельцам «Тольяттиазота» предпринимать действия по выводу имущества предприятия и в дальнейшем поможет возместить ТоАЗу ущерб по уголовному делу о мошенничестве.