МОСКВА, 15 ноя — РАПСИ. Детский федеральный омбудсмен Мария Львова-Белова представила первую редакцию свода мер помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, в ходе Всероссийского форума «Профилактика социального сиротства. Жить и воспитываться в семье».

Форум стартовал в Кирове в среду, 15 ноября. Его очными участниками форума стали 330 человек из 63 регионов страны, а также 2,5 тысячи человек зарегистрировались для участия онлайн. В течение двух дней будут рассматриваться ключевые вопросы профилактики социального сиротства. 

«В течение двух дней участники форума будут искать конкретные способы, как приблизиться к тому, чтобы такое явление как социальное сиротство в России исчезло. Институт уполномоченных по правам ребенка убежден, что ребенок должен расти и воспитываться в семье, желательно в кровной. Изменения российской системы опеки и попечительства начались более 10 лет назад. Мы сократили за 10 лет на 70% количество детей, находящихся в учреждениях. К сожалению, мы понимаем, что значительная часть детей в учреждениях – это социальные сироты, то есть дети, которые имеют родителей», – сказала Львова-Белова.

В целях мониторинга ситуации и методической помощи регионам за неполный текущий год уполномоченный посетила 64 детских учреждения, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Принципы работы органов опеки и попечительства разнятся от региона к региону, а внутри региона – от района к району. Во-вторых, мы фиксируем, что по большинству детей в домах ребенка нет конкретных планов индивидуальной работы. А это значит, что работа по жизнеустройству ребенка не ведется. В-третьих, мы видим игнорирование необходимости помощи родителями с алко- и наркозависимостью. Эта тема была довольно долгое время табуированной, но большинство детей у нас находится в учреждениях именно по этой причине. Если мы не научимся с ней работать, мы не сможем с вами справиться с ситуацией», – сказала омбудсмен.

Она также считает, что для совершенствования системы профилактики социального сиротства, федеральные и региональные органы власти должны двигаться к единству подходов и практик в сфере опеки и попечительства и помощи семьям в кризисной ситуации. 

«Ошибка в том, что мы начинаем с отобрания, а не с работы с семьей. Институт уполномоченных готов участвовать в этой работе своей экспертизой, накопленной за годы. В рамках нашей стратегической программы «Дети в семье» мы разработали и запустили проект по профилактике социального сиротства или, как мы его еще называем, «Ноль – четыре». Мы нацелены на то, чтобы сохранить семью, чтобы она стала сильной и устойчивой к вызовам, и ребенок жил и развивался вместе со своими родителями», – отметила уполномоченный.

Так, в рамках проекта было проведено исследование по семьям, состоящим на учете в органах системы профилактики. Оно охватило свыше 6 тысяч семей в 13 пилотных регионах проекта. Детский омбудсмен резюмировала итоги экспресс-анализа. 

«59% семей, состоящих на учете в сельской местности, находятся в трудной жизненной ситуации. 55% семей, состоящих на учете в городской местности, находятся в социально опасном положении. Для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, наиболее характерной причиной является тяжелое материальное положение – оно встречается в 41% случаев. Наиболее частая причина неблагополучия семей, находящихся в социально опасном положении, – систематическое злоупотребление родителями алкоголем или употребление наркотиков. Данное обстоятельство встречается более чем в четверти случаев», – отметила Львова-Белова. 

Аппарат уполномоченного провел инвентаризацию существующих мер помощи семье с детьми и составил свод мер помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. В него вошли 123 существующие меры – от оказания срочной помощи семье до содействия в улучшении жилищных условий. 

Также в рамках форума Львова-Белова презентовала формулу эффективного взаимодействия по профилактике социального сиротства. 

«Если мы наладим на региональном уровне формулу «зампредседателя правительства по вопросам семьи и детства + уполномоченный по правам ребенка + фонд помощи семье = дети в семье», то сможем иметь единое видение работы и унифицировать подходы, оказывать кризисной семье помощь своевременно, а не тогда, когда уже поздно, использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и привлекать дополнительные, пилотировать новые практики, предотвращать попадание детей в учреждения», – заключила детский омбудсмен.