МОСКВА, 29 ноя — РАПСИ. Экспертное сообщество должно разработать рубрикатор вредного сетевого контента и договориться с ИТ-платформами о маркировке деструктива, считает член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Игорь Ашманов. 

«Так называемый рубрикатор или категоризатор является набором рубрик деструктивного контента, который мы все признаем вредным для нашего общества, для нашего цифрового и ментального пространства. А затем нам необходимо договориться всем обществом, в том числе с цифровыми платформами, что этот контент будет так или иначе маркироваться, подавляться, пессимизироваться», - сказал Ашманов в ходе круглого стола, который прошёл в рамках проекта «Общественный контроль за деструктивным контентом в Рунете».

Он отметил, что задачей проекта является не только построение каталога рубрик, но и создание средств распознавания таких материалов.

Кроме того, Ашманов отметил, что еще 9 декабря 2021 года президенту России рассказали о запуске волонтерского общественного проекта, целью которого стало информирование  общественности о деструктивном контенте и рисках его распространения. 

Эксперт подчеркнул, что основная проблема подобных материалов заключается в том, что формально они не запрещены законом, но тем не менее являются вредными и представляющими реальную угрозу для психологического и эмоционального состояния пользователей, особенно несовершеннолетних.

Со своей стороны другой участник круглого стола директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин акцентировал внимание на работе с 120 экспертами, которые дали свою обратную связь по классификатору и необходимым мерам по противодействию деструктиву в сети. 

«Если говорить про социологию, то у нас знакомы с понятием деструктива чуть меньше половины, но когда объясняешь значение деструктивного контента, то выясняется, что 75% пользователей сталкиваются регулярно с такими материалами, половина из них отправляла жалобы», - сказал он.

Сагдатулин отметил, что было сформировано девять категорий деструктивного контента, которые не регулируются текущим законодательством, то есть находятся в серой зоне.

Он также рассказал о результатах мониторинга такого контента в сети. «Всего за период с сентября по сегодняшний день у нас порядка двух миллионов сообщений. Основные сообщения касаются насилия над животными – 41%, 29% – это пропаганда табакокурения и всяких заменителей», - сообщил Сагдатулин

В ходе дискуссии директор РОЦИТ также заявил, что помимо единого классификатора, который будет динамически изменяться, необходимо создать общественный институт, который будет отвечать за контент в интернете.

О зарубежном опыте регулирования деструктивного контента рассказала директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Сутырина, отметив, что нынешняя работа по классификаторам является трендом регулирования и среди других государств. 

Говоря о российском опыте, эксперт подчеркнула, что нужно выделить не только категории, но и меры реагирования на них. «Самым важным, на мой взгляд, в классификаторе видов деструктивного контента является соотношение конкретной категории информации с той формой реагирования, которая является адекватной для данного вида информации. Мало просто дать набор категорий, нужно еще и дать и формы реагирования, потому что с ними будут работать социальные сети», - считает Сутырина.

Между тем генеральный директор видеосервиса RuTube Александр Моисеев отметил значимость детского контента в сети. «Важно, что дети смотрят и как родители модерируют то, что смотрят несовершеннолетние. То, что мы сделали от себя, мы перезапустили приложение «RuTube Детям». Причем, это было сделано исключительно по желанию пользователей. Родители хотят быть уверены, что ребенок не смотрит какой-либо запрещённый контент, то есть он получает ту ленту, которая ему полезна», - сказал Моисеев.

Тему поддержала и председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова, отметив, что крайне важно, родителям иметь возможность самостоятельно выстраивать правильный контент.

«Важно создавать позитивный контент. И мы активно работаем над этим. Мы в этом году представили хартию «Цифровая этика детства», в которой прописаны основы того, какой контент должен быть позитивным, и разрабатываем механизмы стимуляции увеличения именно позитивного контента в сети», - отметила Белякова.