В 1907 году выдающийся австрийский художник Густав Климт представил публике картину «Портрет Адель Блох-Бауэр I», ставшую впоследствии знаменитой под названием «Женщина в золотом». Он изобразил Адель, жену богатого еврейского промышленника и мецената Фердинанда Блох-Бауэра в развевающемся платье, сверкающем золотыми прямоугольниками, спиралями и украшенном египетскими символами. В публикации мы расскажем о невероятной судьбе этого и других полотен Климта.
Эта картина стала воплощением венского Золотого века. В 1925 году Адель умерла от менингита в возрасте сорока четырёх лет. В своем предсмертном завещании она просила мужа «передать два моих портрета и четыре пейзажа авторства Густава Климта Галерее Бельведер в Вене».
В 1938 году нацисты захватили Австрию. Фердинанд Блох-Бауэр бежал в Цюрих, где и умер в 1945 году. Его коллекцию, а Фердинанд был страстным собирателем произведений искусства, в том числе картин Климта, захватили гитлеровцы. Незадолго до своей смерти Фердинанд Блох-Бауэр составил завещание, в котором своими наследниками он называл племянников Марию Альтман, Луизу Гутман и Роберта Бентли. Им переходили права на имущество дяди. Картины же к этому моменту уже были переданы Галерее Бельведер, поэтому в завещании они не упоминались. Кстати, на свадьбе Марии дядя Фердинанд подарил ей колье уже умершей супруги Адели, в котором она была изображена на портрете «Женщина в золотом». Мужа Марии, Фрица Альтмана нацисты после аншлюса отправили в концлагерь, откуда его все же удалось вызволить и пара бежала в США, где окончательно обосновалась.
В 1998 году в Австрии вышел закон о реституции конфискованных нацистами произведений искусства, страна открыла доступ к архивам. В ходе журналистского расследования в архивах галереи Бельведер обнаружилось, что официальная версия появления картин Климта из коллекции Фердинанда Блох-Бауэра в галерее была неверна. Ранее считалось, что Адель оставила картины австрийскому государству в своём завещании, а её муж Фердинанд подарил их галерее в 1936 году. Но найденные документы свидетельствовали о том, что истинным владельцем картин всё это время был Фердинанд Блох-Бауэр, который оставил всё имущество племянникам.
К тому времени из наследников Фердинанда в живых осталась лишь Мария Альтман, которая начала борьбу за возвращение принадлежавших семье картин.
В ходе судебных разбирательств австрийское правительство настаивало на том, что Фердинанд перед смертью пожертвовал картины государству. Однако Альтман и ее адвокаты нашли доказательства того, что это заявление дяди было сделано под давлением нацистов. Судебное дело рассматривалось очень тяжело и однажды Мария была вынуждена его отозвать, поскольку по австрийскому законодательству необходимо было оплатить регистрационный сбор - определённый процент от стоимости возмещаемого имущества. В случае Марии Альтман он составил $1,5 миллиона или примерно 1% от пяти картин, оценивавшихся в $135 миллионов. Несмотря на то, что австрийский суд позднее снизил сбор до $350 тысяч, Альтман такую сумму заплатить не могла. Но в своей борьбе за наследие не остановилась.
Дело Альтман против Австрии достигло Верховного суда США, который в 2004 году постановил, что наследница картин может подать иск против Вены в американском суде. Спустя два года, после длительных судебных тяжб, австрийский Верховный суд пришел к выводу, что претензии страны на произведения Климта, основанные на завещании Адели Блох-Бауэр, были необоснованными. Оказалось, что настоящим владельцем картин был Фердинанд Блох-Бауэр, который оставил свое имущество наследникам. 16 января 2006 года судебная комиссия постановила, что картины должны быть возвращены семье Альтман, и уже к марту они были переданы законной владелице.
Это судебное решение вызвало настоящий шок в Австрии, поскольку потеря этих произведений искусства рассматривалась как утрата части национального наследия. После судебного разбирательства австрийское государство имело преимущественное право на покупку картин, и сама Альтман была не против продать их обратно стране. Однако запрашиваемая сумма в $300 миллионов оказалась слишком высокой для Австрии, несмотря на попытки собрать необходимые средства и переговоры о займе для покупки картин.
В итоге картины были выставлены на аукционе, их раскупили частные коллекционеры, а знаменитый «Портрет Адель Блох-Бауэр I» приобрел Рональд Лаудер за рекордные $135 миллионов и выставил «Женщину в золотом» в своей публичной галерее.
Драматическая история вокруг картин Густава Климта имеет огромное значение. Она подчеркивает важность возвращения искусства, украденного нацистами, законным владельцам или их наследникам. И демонстрирует, что даже спустя долгие десятилетия после окончания войны, справедливость в суде все еще может быть восстановлена.
Андрей Кирхин
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора