Активное использование цифровых технологий позволило Федеральной службе судебных приставов передать роботу часть работы по взысканию задолженностей и задействовать искусственный интеллект (ИИ) при приеме телефонных вызовов. О переходе на общий реестр и синхронизацию ведомства с «Госуслугами» рассказал в эксклюзивном интервью РАПСИ директор ФССП России Дмитрий Аристов.
- Расскажите об эксперименте использования ИИ в исполнительном производстве. Сколько таких примеров уже есть, насколько они успешны? Были ли решения ИИ обжалованы? Наблюдаете ли вы уже положительный результат, в чем он проявляется?
- В настоящее время мы начали работу по вынесению процессуальных документов в автоматическом режиме в тех случаях, где возможно безусловное принятие таких решений. Для принятия автоматических решений были выполнены соответствующие доработки подсистем автоматизированной информационной системы ФССП России.
Пилотный проект реализуется на базе одного из отделений судебных приставов УФССП России по Рязанской области. В настоящее время в автоматическом режиме возбуждено порядка 500 исполнительных документов.
Действия системы не обжаловались. Опытная эксплуатация функционала пока продолжается. Только после тщательной проверки он будет распространен на все подразделения судебных приставов.
- Какие ещё задачи можно поручить ИИ, в каких сферах планируется его применять?
- ФССП России активно внедряет в деятельность технологии искусственного интеллекта в работу с гражданами. В контактном центре ФССП России реализована возможность автоматической обработки вызовов роботом «Полина», что позволяет производить автоматическое информирование абонентов без задействования операторов центра телефонного обслуживания.
Технологии искусственного интеллекта применяются для распознавания речи абонента, выявления тематики запроса абонента, а также для осуществления взаимодействия с абонентом. В настоящее время робот «Полина» может предоставлять общедоступную и расширенную информацию о наличии возбужденных исполнительных производств, наложении ареста на имущество и банковские счета, наложении ограничений на регистрационные действия с имуществом, наложении ограничений выезда за пределы Российской Федерации, движении средств и реквизитах для оплаты задолженности, порядке личного приема судебных приставов-исполнителей и начальников подразделений судебных приставов, государственных услугах, предоставляемых ФССП России, режиме работы подразделений судебных приставов.
В первом полугодии 2023 года голосовым ботом обработано порядка 43% всех поступивших в центр телефонного обслуживания звонков. Также бот «Полина» принимает сообщения и отвечает на вопросы пользователей социальной сети «ВКонтакте». В первом полугодии ею обработано около 13,7 тысячи, примерно 50% обращений, поступивших через социальную сеть «ВКонтакте».
- Как обстоит дело с переходом на цифровой реестр исполнительных документов?
- ФССП России принимает участие в работе Минюста России по подготовке нормативной базы для функционирования реестровой модели, которая проводится совместно с другими заинтересованными государственными органами и банковским сообществом.
Требования судов и уполномоченных органов не будут оформляться в виде исполнительных документов, а будут регистрироваться в реестре. Запись в реестре будет содержать актуальную информацию об исполнении требования и являться основанием для возбуждения исполнительного производства, обращения взыскания на денежные средства, доходы должника.
Введение реестровой модели позволит исключить возможность подделки исполнительных документов. Также переход на реестровую модель сократит сроки снятия ограничений, арестов, запретов, перечисления денежных средств и окончания исполнительного производства, а также повысит прозрачность исполнения на стадии до возбуждения исполнительного производства за счет создания возможности контролировать процесс исполнения требований исполнительного документа на портале «Госуслуг».
- Как сейчас оценивается техническое и кадровое обеспечение цифровизации исполнительного производства?
- В Федеральной службе судебных приставов цифровая трансформация принудительного исполнения является важнейшей задачей в условиях постоянно увеличивающегося поступления исполнительных документов. В Федеральной службе судебных приставов обеспечивается бесперебойная работа автоматизированной информационной системы ФССП России, вычислительной инфраструктуры и мультисервисной телекоммуникационной инфраструктуры, программных компонентов.
Автоматизированная информационная система ФССП России разработана на основе отечественного программного обеспечения и внесена в реестр отечественного программного обеспечения. Кроме того, для поиска новых решений и оптимизации работы ФССП России участвует в различных пилотных проектах Правительства Российской Федерации и Минцифры России.
Конечно, приоритетом ФССП России при цифровизации остается выстраивание эффективного взаимодействия с гражданами, в том числе с использованием автоматических сервисов на портале «Госуслуг».
- Как цифровизация позволит оптимизировать взаимодействие граждан с ФССП?
- В настоящее время цифровые сервисы ФССП России на портале «Госуслуг» позволяют должникам и взыскателям в 77% случаев получать информацию о ходе исполнительного производства в режиме онлайн менее чем за 3 секунды, подавать ходатайства или другие заявления в рамках исполнительного производства. За 6 месяцев 2023 года зафиксировано более 9,3 миллиона обращений.
Во всех субъектах Российской Федерации обеспечена возможность направления в личный кабинет портала «Госуслуг» копий исходящих документов. За 6 месяцев 2023 года общее количество направленных копий составило почти 567 миллионов.
После запуска сервиса ФССП России по подаче обращений на портале «Госуслуг» существенно увеличилось количество процессуальных ходатайств, подаваемых участниками исполнительного производства – с 3,8 до 17,2 миллиона, что говорит о востребованности данной услуги.
По результатам изучения потребностей граждан в 2022 году во взаимодействии с Минцифры России на портале «Госуслуг» дополнительно введена возможность проверки наличия ограничения на выезд из Российской Федерации (подано свыше 9 миллионов заявлений), подачи заявлений о сохранении прожиточного минимума (свыше 100 тысяч заявлений).
Развитие сервиса ФССП России на портале «Госуслуг» позволяет снизить издержки для граждан и ускорить разрешение их вопросов. В результате проводимой работы доля обращений, поступающих в электронном виде, превысила 70%.
В целом уровень удовлетворенности граждан и представителей юридических лиц работой сервисов ФССП России на портале «Госуслуг» оценивается в 4 балла из 5 возможных.