МОСКВА, 7 дек — РАПСИ. Цифровые юристы будут одинаково эффективно говорить на всех правовых языках, будут жить и творить по-новому, считает заслуженный юрист РФ Сергей Шахрай.
Если задумываться о юридическом факультете, надо смотреть вперёд, потому что ключевой вызов – это гармонизировать образовательные процессы с актуальными переменами в юридической индустрии и на рынке цифровых юридических технологий. Такое мнение высказал эксперт в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Право и информационное общество: цифровой подход».
«Надо сразу нацеливаться на подготовку выпускников с новой специальностью – цифровой юрист. Что такое для меня цифровой юрист? Это не просто юрист, который умеет применять разные цифровые сервисы в своей работе. Для меня это профессионал с системным мышлением, который понимает и логику функционирования права, и ход мысли программистов. Он может быстро оценить перспективы технологических новшеств для решения как своих профессиональных задач, так и проблем своих клиентов. В таком контексте это будут юристы завтрашнего или даже послезавтрашнего дня», − заявил Шахрай.
По мнению доцента ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Оксаны Солдаткиной, «это очень дискуссионная вещь – что подразумевать под цифровым правом». «Но всё же видится, что цифровое право – это право цифровой среды. То есть сюда будет включаться и право цифровых технологий, с одной стороны, и та цифровизация законодательства, которая рано или поздно произойдет», − считает она.
Также доцент отметила, что «меняется судебный процесс в связи с появлением новых цифровых технологий, критических технологий». Кроме того, «приходят новые технологии и происходит новая необходимость предоставления доказательств нового уровня – цифровых доказательств».
Эксперт считает, что «многие проблемы нужно решать, начиная с теории». «С теории цифрового права, с теории киберправа. И этот теоретический фундамент во многом в дальнейшем поможет избежать фундаментальных проблем. Всё-таки начинать нужно с теоретического фундамента, его тоже необходимо разрабатывать и, в том числе, разграничивать понятия киберправа, цифрового права и так далее», − заметила доцент.