МОСКВА, 27 сен — РАПСИ. «Пятый антимонопольный пакет» призван усовершенствовать антимонопольное регулирование с учетом современных цифровых вызовов. Такое мнение высказал РАПСИ доцент кафедры международного частного и гражданского права, руководитель диссертационных советов МГИМО МИД России Максим Иноземцев.
«Важно помнить, что цифровизация общественных отношений не только имеет свои очевидные плюсы, но зачастую порождает новые варианты монополистических стратегий, нацеленных на создание и удержание рыночной власти цифровыми гигантами. Возрастающая роль маркетплейсов в современной экономике также требует повышенного внимания к деятельности таких платформ и недопущения злоупотребления доминирующим положением с их стороны. В этой связи антимонопольное законодательство должно иметь в своем арсенале более четкие критерии признаков доминирующего положения у цифровых платформ, а также механизмы усиленного контроля за недопущением злоупотребления доминирующим положением», − считает эксперт.
Ранее правительство РФ одобрило проект «Пятого антимонопольного пакета».
Как заметила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, входящие в него законопроекты направлены на пресечение злоупотреблений цифровыми платформами доминирующим положением. «Пятый антимонопольный пакет» распространяет запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, их доля на определенном товарном рынке превышает 35% и их выручка за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей.
Кроме того, в сентябре заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский на парламентских слушаниях комитета по защите конкуренции рассказал о необходимости корректировки проекта «пятого антимонопольного пакета». В частности, он говорил о возможности распространения требований законопроекта на нетранзакционные платформы, а также об исключении привязки к доле рынка в 35% при признании платформы занимающей доминирующее положение.
По мнению Иноземцева, «в случае принятия «Пятого антимонопольного пакета» антимонопольный орган сможет самостоятельно устанавливать наличие сетевых эффектов и давать оценку возможности организации оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять конкурентов, затруднять их доступ на товарный рынок, предоставлять неравные условия». Эксперт считает, что «в русле корректировки подходов к контролю сделок экономической концентрации оптимальным видится расширение применения института экспертизы, который уже достаточно активно и успешно используется в отдельных зарубежных государствах».
«Реализация указанных законодательных инициатив позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях цифровизации, повысить защищенность прав и интересов добросовестных участников рынков, а также создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям со стороны отдельных организаций», − заявил он.