САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 мар - РАПСИ, Михаил Телехов. Привлечение к административной ответственности не должно приводить к трансформации состава правонарушения из материального в формальный в случае, когда речь идет об ответственности за предоставление недостоверных сведений о весе товара в таможенных декларациях, при том, что общая таможенная стоимость товаров, отраженная в декларациях, не увеличилась и не произошло недоплаты таможенных платежей. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на официальном сайте суда.

Соответствующая позиция была высказана КС РФ в его решении по жалобам ООО "Газпромнефть-Смазочные материалы" и ООО "ВИРЕМ РУС". Заявители просили проверить конституционность части 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), которая определяет меры административной ответственности, за заявление декларантом или таможенным представителем при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

"Оспариваемая норма признана не противоречащей Конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - уточнили в пресс-службе КС РФ. 

Штраф за брутто

Как следует из материалов дела, в ходе таможенного досмотра товаров ООО "Газпромнефть-Смазочные материалы" при импорте картриджей для пластичных смазок и ООО "ВИРЕМ РУС" при импорте обуви была выявлена недостоверность заявленных в таможенных декларациях сведений о некоторых из них. У обоих заявителей при проверке веса брутто (вместе с тарой) одного из товаров в партиях оказался выше заявленного в декларации. "Последствием выявления неточности веса является пропорциональное перераспределение между товарами общих для всей партии транспортных расходов. Таможенная стоимость одного товара возрастает, а другого – уменьшается. В случае заявителей общая таможенная стоимость товаров, отраженная в декларациях, не увеличилась. Не возникла и недоплата таможенных платежей", - передает пресс-служба суть претензий таможенных органов, обращая внимание на отсутствие последствий в связи с ошибкой в декларации.

Тем не менее, на основании оспариваемой нормы каждый из заявителей был привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму менее одной тысячи рублей. Но в своих жалобах заявители подчеркнули, что сам факт привлечения к административной ответственности осложняет прохождение таможенных процедур при последующих поставках, и когда им не удалось оспорить это решение, обратились в КС РФ.

Безвредная недостоверность

Разбирая жалобы на примененную в делах заявителей норму, КС РФ отметил, что недостоверное декларирование товаров является одной из форм их незаконного перемещения и таможенные органы исходят из того, что оспариваемой нормой охватывается неверное указание веса одного из товаров, изменяющее его таможенную стоимость, вне зависимости от увеличения стоимости всей партии. "Однако не всякое недостоверное декларирование товара предполагает наступление ответственности. Для этого должны быть соблюдены условия, предусмотренные составом административного правонарушения или уголовного преступления. Состав административного правонарушения, предусмотренный оспариваемой нормой, является материальным, поскольку предполагает для применения мер ответственности неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или занижения их размера", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда, который также указывает, что действующее таможенное регулирование предполагает, что наступление таких последствий определятся по товарной партии в целом. 

По мнению КС РФ, привлечение к ответственности за недостоверность заявленного веса одного из товаров, когда это не повлекло изменения таможенной стоимости всей партии с одной базой исчисления таможенных платежей, одинаковой ставкой и составом всех этих платежей (в том смысле, что нет подакцизных товаров или все товары подакцизные), приводило бы к превращению состава оспариваемой нормы из материального в формальный.

Правоприменение неоднородно

"Такая трансформация недопустима, даже если правоприменитель рассматривает последствия расхождения веса брутто в таких случаях в качестве недоплаты таможенных платежей за товар из товарной партии, таможенная стоимость которого в связи с расхождением задекларированного и реального веса брутто увеличилась, и переплаты этих же сумм за другой товар этой товарной партии, таможенная стоимость которого уменьшилась", - сказано в постановлении КС РФ, который подчеркивает, что это противоречит воле законодателя.

Как пояснила пресс-служба КС РФ, в судебной практике применение оспариваемой нормы в рассматриваемом аспекте неоднородно, что создает угрозу для соблюдения принципа правового равенства, так как допускает при одинаковых обстоятельствах возможность привлечения или освобождения от ответственности нарушителя правил таможенного декларирования. 

Поэтому КС РФ указал, что законодатель не лишен возможности совершенствовать регулирование ответственности в сфере таможенных отношений. 

Правоприменительные решения по делам заявителей подлежат пересмотру.