Петр Аркадьевич Столыпин, занимавший пост Председателя Совета министров России в 1906-1911 годах вошел в историю как крупный реформатор. Наиболее принципиальным новшеством была аграрная реформа, названная его именем. Этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Однако за Столыпиным числится еще длинный список и других важнейших реформ, о которых рассказывает в шестьдесят первом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


В апреле 1906 года саратовский губернатор Петр Столыпин назначается министром внутренних дел. Он пытался было отказаться от этой должности. Возможно потому, что оба его предшественника на этом посту были убиты революционерами-террористами: Сипягин в 1902 году, а Плеве в 1904-м. На Столыпина тоже было уже совершено четыре покушения (всего таких покушений на него будет организовано 11). Однако Николай II решительно настоял на своем. А затем в июле 1906 года Столыпин становится главой правительства.

Знаменательно было уже то, что новый премьер сразу предложил войти в правительство видным общественным деятелям из кадетов и октябристов. Это бы стало прорывным моментом: правительство и «общественность» могли объединиться. Однако эти политики настаивали ни много ни мало как на ответственном перед Думой кабинете, и переговоры на этот счет были прекращены.

Кроме борьбы за внутриполитическую стабилизацию Столыпину пришлось неотложно решать и проблемы обороноспособности государства в связи с поражением России в войне с Японией. Необходимы были серьезные преобразования в армии. И премьер приступил к проведению военной реформы.

Был разработан новый Воинский устав, определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и даже возможности обжалования решений властей. Тем самым правительство стремилось включить отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое поле государства.

Было значительно увеличено финансирование на содержание офицерского корпуса и на переоснащение армии. Выделены ассигнования на строительство линейного флота. Прокладывались новые железнодорожные пути, имеющие военно-стратегические цели: второй путь Сибирской магистрали и Амурская железная дорога.

Была проведена и реформа образования. В правительстве разработали законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Приняты меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, чтобы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением.

Для реализации реформы понадобилось много учителей. И правительство создает большое число специальных курсов, а в Ярославле открыли Учительский институт. Всего за время проведения столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 миллионов до 35,5 миллионов рублей.

Реформировалась и система высшего образования. Правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора и расширение сферы компетенций Совета университета. Правительство заботилось не только о казенных заведениях, широко привлекая и общественность к делу развития образования. В годы реформ были разработаны положения о негосударственных вузах: Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

Коснулись реформы Столыпина и сферы науки. В эти годы правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. Было подготовлено «Положение об охране древностей», принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи. 

Реформы в области социальной политики также явились принципиальными государственными преобразованиями. Правительство активно занималось урегулированием отношений между работодателем и работником в целях защиты прав и интересов рабочих. Был запрещен ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался, при этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. 

В 1908 году в Государственную думу были внесены законопроекты «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Предприниматель должен был обеспечить медицинскую помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, утратившему трудоспособность и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. 

И во всех других случаях Столыпин считал необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, и, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов. 

Целью социальной политики Столыпина было формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. 

Важнейшие реформы были проведены в части расширения прав и свобод граждан. В октябре 1906 года был издан указ, даровавший гражданское равноправие большинству населения России − крестьянству. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины, поступать на государственную службу и в учебные заведения. Окончательно отменялись подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян. Они также получили право свободного избрания места жительства наравне с другими сословиями. 

Отменялись и ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России, реализовывался принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной веры в другую упразднялись. При Столыпине были расширены права старообрядческих и сектантских общин. Старообрядцы и сектанты фактически были приравнены к лицам православного исповедания.

В марте 1907 года во II Думу правительством был внесен законопроект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции». Речь шла о необходимых гарантиях прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован, помимо воли суда. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. 

Таким образом, все реформы Столыпина были прогрессивными, системными и направленными на принципиальную модернизацию государства и права России.

Продолжение читайте на сайте 16 января