Нина Еременко, адвокат

Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам своей встречи с руководящим составом МВД РФ 22 октября поручил своей администрации совместно с правительством и Генеральной прокуратурой до 1 декабря рассмотреть вопрос о совершенствовании уголовно-процессуального законодательства РФ в части, касающейся замены института понятых при проведении отдельных следственных действий на процессуальную фиксацию этих действий с использованием технических средств.

Институт понятых и их участие в уголовном судопроизводстве известно с середины XVII века. В России определение этому понятию дается Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в соответствии со статьей 60 которого понятым считается "не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержание хода и результатов следственного действия".

УПК РФ четко определяет лиц, которые не могут быть понятыми. Это несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; работники органов исполнительной власти, которые на основании действующего законодательства имеют полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного следствия.

Уголовно-процессуальным законодательством определяются следственные действия, во время производства которых, наличие (присутствие) понятых в качестве двух человек является обязательным.

К таким действиям относится: осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов, который производятся на месте, где проводятся следственные действия, а это может быть жилище или помещение какой-либо организации; осмотр трупа, эксгумация, следственный эксперимент, производство обыска, осмотр и выемка задержанных почтово-телеграфных отправлений, осмотр и прослушивание фонограммы; предъявление для опознания; проверка показаний на месте.

Участие понятых в этих случаях является одним из условий допустимости собранных во время следствия доказательств. Законодательство также предусматривает возможность факультативного участия понятых.

Следует отметить, что понятые, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству наделены правами не только участия в следственном действии, но также возможность делать замечания и заявления по поводу следственного действия. Эти замечания должны быть внесены в протокол.

Понятые наделены правом знакомиться с протоколом следственного действия с их участием, а также вправе заявлять жалобы на действия или бездействие и решение дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающего право понятого.

Согласно действующему законодательству, понятым могут быть выплачены денежные средства в связи с их расходами, связанными с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием, также им возмещается недополученная заработная плата за время участия в таких действиях.

Понятым, которые не имеют постоянной заработной платы, за отвлечение их от обычных занятий также положена выплата денежной компенсации.

Все эти расходы законодательство относит к числу процессуальных издержек, и они все возмещаются за счет средств федерального бюджета, либо средств участников уголовного судопроизводства.

В связи с этим следует отметить, что, по замыслу законодателя, институт понятых - это правильная и важная мера, способствующая собиранию доказательств, а значит и справедливому всестороннему и полному расследованию уголовных дел.

Однако зачастую на практике институт понятых оказывается несовершенным и не отвечающим современным требованиям. Например, поиск следствием понятых подчас занимает время, которое недопустимо терять, когда речь идет о расследовании преступления.

При этом понятые, которых порой с таким трудом удается отыскать, часто в основном просто отбывают на месте преступления какое-то время, а затем молча расписываются в протоколе, даже не понимая действий, в которых они участвуют.

Нередки случаи, когда понятые расписываются в протоколе постфактум, вовсе не принимая участия в следственных действиях. Конечно, в этом случае такие доказательства могут быть оспорены, но ведь и своей цели правосудие тогда не достигает! В связи с этим, пересмотр роли института "понятых" в настоящее время давно назрел и необходим.

Однако к его полному исключению из оперативно-следственного производства надо подойти поэтапно и только, когда будет сформирована определенная база для повсеместного введения и использования технических средств. Надо добавить, что тут необходимо и обучение достаточного количества специалистов и полное оснащение оперативно-следственных подразделений необходимым оборудованием, что на практике, не может произойти в одночасье.