Соловьев Иван Николаевич, д.ю.н., профессор кафедры налогового права ВГНА Минфина России, заслуженный юрист РФ, в 2002 году начальник отдела дознания Федеральной службы налоговой полиции РФ

Во многих странах мира с развитыми экономиками есть правоохранительные органы, специализирующиеся исключительно на выявлении и расследовании налоговых и некоторых иных смежных экономических преступлений. В качестве примера можно привести Финансовую гвардию Италии, немецкую налоговую полицию "Штойфа", американскую Службу внутренних доходов с криминально-следственными отделами.

Российская налоговая полиция была аналогом таких служб, однако в 2003 году была упразднена без объявления каких-либо причин.

Безусловным плюсом налоговой полиции было то, что она объединяла в своих рядах уникальных специалистов. Ведь налоговый полицейский - это и налоговик, и бухгалтер, и оперативник,  и процессуалист, разбирающийся в бюджетном и финансовом праве. К сожалению, на сегодняшний день в правоохранительных органах таких универсалов осталось немного.

Практика правоохранительной деятельности в сфере экономики и налогов говорит о том, что должна быть единая система: профилактика (предупреждение), выявление, пресечение и расследование таких преступлений. В современной России, на сегодняшний день мы имеем три ведомства, каждое их которых отвечает за определенный этап, и в итоге получается, что не отвечает ни за что (исторический опыт подсказывает, что в России поручить дело трем разным ведомствам, значит точно провалить его, хотя бы и потому что нет интереса к конечному результату).

ФНС - выполняет типично контрольные функции, однако без их материалов вскоре невозможно будет возбудить уголовное дело. МВД - с ужасающей скоростью теряет полномочия по пресечению налоговых преступлений (нет права проводить проверки, сокращены и размыты подразделения по налоговым преступлениям, подследственность отдана в СКР). Следственный комитет ускоренно обучает своих следователей основам налогового права и процесса, понимая, что придется давать какие-то результаты, встраиваясь в искусственно созданную сложную "сбоящую трехчленную ведомственную структуру".

При этом не допускать возбуждения заказных уголовных дел, ведь именно этот "аргумент" стал причиной передачи налоговых статей УК в подследственность СКР, который между тем призван расследовать преступления, характеризующиеся повышенной степенью общественной опасности (таким образом, авторы этой идеи признают, что налоговые преступления находятся на одной ступени с убийствами, педофилией и иными тяжкими противоправными деяниями).

Три разных структуры очень удобны налоговым уклонистам - найти "заинтересованного" человека можно практически в любом из трех, на любом этапе правоохранительной деятельности.

Развитие российской уголовной политики в сфере налогообложения в настоящее время таково, что говорить о создании специализированного органа, отвечающего за единый цикл выявления и расследования налоговых преступлений, это значит полностью развернуть ее, изменить тренд, поменять идеологию. Никто так просто своих завоеваний и многолетних трудов не отдаст. Иначе на карту будет поставлено многое, за что сторонники декриминализации боролись и во что вкладывались немалые средства, так что за результат надо отвечать.

В итоге думаю, что говорить сегодня о возможности создания финансовой полиции преждевременно. Может быть в дальнейшем, в зависимости от состояния экономики и иных  факторов можно будет надеяться на коррекцию уголовной политики в сфере налогообложения, что может привести к реализации в том или ином виде этой идеи (хотя есть пословица о том, что дважды в одну реку не входят).

В любом случае, такое решение должно быть тщательно взвешено, основываться на правоприменительной практике и приниматься главой государства, тогда и нынешние декриминализаторы "вдруг" признают это все нужным и полезным. А пока сбывается мечта одного уважаемого мной налогового адвоката, который лет десять назад выдвинул тезис о том, что уголовное преследование в налогообложении должно занимать самое скромное и последнее место. Действительно, последнее.

Дмитрий Липатов, партнер юридической компании "Налоговик"

Необходимость создания и практическую пользу новой структуры бизнес будет оценивать как минимум с двух позиций. С одной стороны, "теневые" компании и тесно связанные с таковыми – для них важно иметь возможность уйти от ответственности. С другой стороны, добросовестные налогоплательщики, хоть и не обязанные по закону доказывать свою невиновность, но периодически подвергающиеся проверкам со стороны множества государственных органов.

И выводы у тех и у других получаются, в общем-то, похожие. Если уж и приходится платить проверяющему-вымогающему, то для предпринимателя нет большой разницы между сотрудниками МВД, ФНС или какими-то другими. Бизнесмены могут лишь посетовать в очередной раз по поводу слишком расточительного расходования бюджетных средств, собранных в том числе и за их счет: образовали уже новый орган несколько лет назад (Следственный комитет при прокуратуре), дали ему полномочия, года не прошло – еще один новый орган понадобился! А результаты контроля появятся только тогда, когда будут вскрыты и устранены причины, по которым уголовные дела возбуждаются в среднем по одному налоговому преступлению на десять совершенных. Создание новой контролирующей силовой структуры не ослабляет давление на бизнес.

Однако нельзя не отметить и положительные стороны, которые могли бы быть у финансовой полиции. Сотрудники этой службы могли бы быть не только специалистами по оперативно-розыскной работе, но и хорошо разбираться в налоговых правоотношениях. Об этом говорит опыт десятилетнего существования налоговой полиции в РФ, которая была полностью сформирована из сотрудников правоохранительных органов, в общих чертах знавших Налоговый кодекс. Узкая специализация налоговых инспекторов не позволяет сегодня на этапе налоговой проверки проводить дознание или собирать доказательства, которые могли бы в дальнейшем использоваться в качестве доказательств по уголовному делу.

Зато все эти недостатки могут быть устранены за счет объединения грамотных специалистов. Также было бы логичным и целесообразным, чтобы финансовая полиция не дублировала функции значительного числа контрольных органов, а заменила собою несколько таковых.

Например, контроль оборота алкогольной продукции по сути имеет целью полноту сбора соответствующего акциза, что близко к компетенции финансовой полиции. Наконец, новое ведомство могло бы заниматься контролем не только доходной части бюджета (налогами), но и расходной – это обоснованность государственных закупок, контроль доходов чиновников, контроль целевого расходования бюджетных субсидий по различным государственным программам.

Государство сегодня находится в непростом положении: с одной стороны дефицит бюджета, с другой стороны обязательства перед бизнес-сообществом не усиливать налоговое бремя. И выход, похоже, найден – предоставляя защиту и больше свобод законопослушным предпринимателям, основные силы будут направлены на розыск и принуждение преступных элементов к исполнению конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов.