МОСКВА, 17 авг - РАПСИ. Минтранс РФ подготовил проект о внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", следует из материалов на сайте министерства.

Законопроект готовился в рамках специально созданной межведомственной рабочей группы по внесению изменений в федеральные законы в области железнодорожного транспорта.

"Подготовка изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ" предусмотрена пунктом 2 плана мероприятий по реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы... Целью подготовки законопроекта является совершенствование рыночных механизмов на железнодорожном транспорте. Актуальность внесения изменений в указанный федеральный закон обусловлена построением и развитием новых экономических отношений, которые поставили перед железнодорожным транспортом задачи по развитию конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа", - поясняется в материалах Минтранса.

Федеральным законом, действующим в настоящее время, в отношении отдельных субъектов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования не установлено норм, определяющих особенностей их работы, системы отношений с другими субъектами предпринимательской деятельности и пользователями услуг железнодорожного транспорта, говорится в материалах. Устранение подобных пробелов в правовом регулировании является одной из задач подготовленного законопроекта.

Что изменится

Проектом документа предусмотрено внесение комплексных изменений в закон о железнодорожном транспорте. В частности "ревизия" перечня прав, обязанностей и ответственности перевозчика, владельца инфраструктуры, пассажира, грузоотправителя, грузополучателя и других физических и юридических лиц, участвующих в организации и осуществлении перевозки, оказании услуг инфраструктуры и иных услуг железнодорожного транспорта общего пользования. Помимо этого, уточнен круг прав, обязанностей и ответственности субъектов предпринимательской деятельности на ж/д транспорте необщего пользования с учетом специфики работы каждого из них.

В законопроекте вводятся новые понятия (например, "объект инфраструктуры"), проведена существенная корректировка уже имеющихся, уточняются понятия "транспортное происшествие", "земли железнодорожного транспорта", "оператор железнодорожного подвижного состава", "перевозчик", "владелец инфраструктуры", "железнодорожные пути необщего пользования", "полоса отвода железных дорог" и др.

Проектом определена компетенция субъектов РФ по регулированию деятельности организаций ж/д транспорта необщего пользования применительно к местным условиям их работы, в частности, в области тарифного регулирования на работы и услуги. Предусмотрено, что доступ к услугам инфраструктуры (объекта инфраструктуры) должны иметь не только перевозчики, но и любые лица, заинтересованные в их предоставлении. Разделены объединенные в существующей редакции вопросы ценового регулирования услуг инфраструктуры и услуг по перевозке. Услуги инфраструктуры (объекта инфраструктуры) в основном относятся к монопольным. Вместе с тем, по отдельным объектам может быть принято решение об отнесении их к конкурентным (например, услуги на контейнерных площадках, складах и т.д.).

Документом вводятся меры, направленные на привлечение частных инвестиций в объекты инфраструктуры. Предлагается на уровне закона определить существующую на сегодняшний день компетенцию субъектов Федерации и ФСТ по регулированию тарифов. Одновременно в отношении перевозок и связанных с ними услуг, как потенциально конкурентных видов деятельности, необходимо предусмотреть возможность дерегулирования тарифов, отметили в Минтрансе. Кроме этого, закреплен порядок регулирования тарифов на пассажирские перевозки в пригородном сообщении, на услуги железнодорожного транспорта необщего пользования.

Скорректированы требования к владельцам инфраструктур, перевозчикам, введены требования к операторам подвижного состава и иным участника. Законопроектом закреплены особенности распоряжения объектами инфраструктуры, построенными за счет различных источников финансирования, установлены основы проектирования и строительства объектов инфраструктуры, построенных за счет средств, не принадлежащих владельцу инфраструктуры. Предполагается, что использование объектов инфраструктуры, непосредственно не связанных с управлением движением, может осуществляться владельцем такого объекта самостоятельно (например, контейнерная площадка) или возможна передача такого объекта в управление владельцу инфраструктуры. Что касается объектов, непосредственно связанных с управлением движением, такая передача является обязательной.

Определен механизм господдержки производства и реализации подвижного состава за счет средств бюджета. Проектом закреплены общие нормы, касающиеся проектирования, строительства, реконструкции и содержания объектов ж/д транспорта необщего пользования, в частности, возможность привлечения бюджетных средств на данные цели. Определены основы функционирования инфраструктур и объектов инфраструктуры.

Принцип недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры распространен на всех лиц, заинтересованных в получении таких услуг. Введены основы функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования. Установлены принципы осуществления госконтроля и надзора на железнодорожном транспорте.