САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 мар — РАПСИ, Михаил Телехов. Требование о наследовании движимого имущества по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, не должно полностью исключать оформление прав на имущество, находящееся в России, если обращение наследника к иностранным органам невозможно или затруднено, говорится в новом Постановлении КС РФ, опубликованном на его официальном сайте .

Соответствующие выводы были сделаны КС РФ при рассмотрении жалобы Анжелики Стаценко, которая просила проверить конституционность пункта 1 статьи 1224 Гражданского кодекса РФ, регулирующего отношение по наследованию в связи с последним местом жительства.

"Нормы признаны не противоречащими Конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - уточнили в пресс-службе КС РФ.

Без мотоцикла и авто

Как следует из материалов дела, отец Стаценко, являвшись гражданином России, много лет жил и работал в Нюрнберге (Германия), где и скончался.

"Заявительница получила свидетельство о праве наследования доли в его квартире в Ростовской области и на гараж. Однако оформить находящиеся в нем мотоцикл и автомобиль, а также поступавшую на банковский счет пенсию она не смогла. На основании оспариваемой нормы нотариус указал, что оформление движимого имущества умершего входит в компетенцию соответствующих органов по последнему месту его проживания, то есть, нотариата Германии", - пояснила пресс-служба КС РФ суть жалобы, добавив, что обжаловать это установление в судах женщине не удалось.

Все в руках нотариуса

КС РФ согласился, что наследование движимого имущества подчинено праву страны последнего места жительства наследодателя, а недвижимого – страны нахождения имущества. Такая дифференциация правил, применимых к наследованию различных видов имущества, принадлежавшего одному наследодателю, применяется в международном праве и закреплена не только в российском законодательстве, но и других стран, а также в международных договорах.

"Движимое имущество в большей степени, чем недвижимое, связано с личностью правообладателя, а не с местом нахождения имущества. Это отчасти и предопределяет особенности правового режима его наследования. При этом компетентный орган, уполномоченный вести наследственные дела, оспариваемой нормой не конкретизируется. В ситуации, когда последнее место жительства наследодателя находится за пределами России, место открытия наследства определяется по расположению недвижимого имущества, а при его отсутствии – движимого имущества или более ценой его части. По месту открытия наследства определяется лицо, уполномоченное выдавать свидетельство о праве на наследство, совершать иные действия по охране наследства и управлении им, а именно нотариус", - передает пресс-служба КС РФ его пояснения.

Не усугублять

При этом, КС РФ отмечает, что в отношениях, осложненных иностранным элементом, нельзя исключать возникновения риска конфликта при определении объема наследственных прав и их принадлежности, и что отдельные вопросы, связанные с наследованием в данном случае, могут быть урегулированы в рамках консульских соглашений.

"При обращении с заявлением об оформлении наследственных прав в обстоятельствах, аналогичных делу заявительницы, российский компетентный орган либо лицо, исполняющее публичные функции, обязаны оценить в совокупности все тонкости дела и принять решение, которое в наибольшей степени обеспечит защиту наследственных прав. Кроме того, необходимо учитывать международные реалии и не усугублять правовое и фактическое положение российских лиц, попавших в тяжелую ситуацию из-за противоправных обстоятельств и особенностей международных отношений, сложившихся в определенный период", - говорится в материалах суда. 

В итоге КС РФ говорит, что содержащееся в оспариваемом положении требование об определении отношений по наследованию движимого имущества по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, не должно полностью исключать оформление прав на наследственное имущество, находящееся в России.

КС РФ разъяснил, что оспариваемая норма не исключает решение вопроса заявительницы органами российского нотариата, если в конкретных условиях обращение наследника к иностранным органам невозможно или затруднено.

Правоприменительные решения по делу заявительницы подлежат пересмотру.