САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Срок действия трудового договора преподавателя вуза должен соответствовать сроку избрания его на новую должность. Иное допускает произвольное определение работодателем этого периода и возможности продления договора в целом. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

На основании выводов КС РФ часть 9 статьи 332 Трудового кодекса (ТК) РФ (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 471-ФЗ) признана не соответствующей Конституции РФ.

"Постановление, вынесенное после рассмотрения жалобы преподавателя Высшей школы экономики Ирины Алебастровой, основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - уточнили в пресс-службе КС РФ. 

Повысили и уволили

Как следует из материалов дела, Алебастрова работала доцентом на основании трудового договора, срок действия которого истекал 31 марта 2020 года, а в феврале 2020 года она была избрана на должность профессора и в апреле приступила к исполнению обязанностей по этой должности.

"Несколько позднее заявительница получила электронное письмо с соглашением о продлении срока трудового договора до 31 августа 2020 года и соответствующим приказом. При этом само соглашение профессор не подписывала, полагая, что раз стороны не потребовали расторжения срочного договора, то он считается заключенным на неопределенный срок. Однако 31 августа 2020 года заявительницу уволили. Обжаловать это в судах ей не удалось", - передает суть жалобы пресс-служба КС РФ.

Восстановление невозможно

КС РФ поясняет, что ТК РФ допускает перевод педагогического работника на другую должность в пределах срока первоначального договора или с его продлением, а отсутствие письменного согласия работника на перевод и на изменение иных положений договора оставляет в силе условия и срок прежнего контракта.

Как пояснил КС РФ, после успешного прохождения конкурса на замещение должности преподаватель вправе рассчитывать на продолжение работы по меньшей мере до окончания срока его избрания, который, в свою очередь, не может быть необоснованно коротким, если же этот срок превышает период, оставшийся по старому договору, то предполагается обязательное продление его трудовых отношений. 

"Отсутствие прямого указания в части 9 статьи 332 ТК РФ на соответствие срока действия трудового договора сроку избрания на новую должность допускает произвольное определение работодателем этого периода и возможности продления договора в целом", - говорится в постановлении КС РФ.

При этом КС РФ поясняет, что это не только обесценивает значение конкурсной процедуры, направленной на комплектование вузов квалифицированными кадрами, но и приводит к непропорциональному ограничению права на труд и ущемлению свобод научного творчества и преподавания.

Поэтому оспариваемая норма признана не соответствующей Конституции РФ. 

"Заявительница имеет право на компенсацию, однако восстановление ее в должности невозможно в связи с истечением минимального срока продления заключенного с ней договора, который по новым общим правилам (прописанным КС РФ в Постановлении № 32-П от 15 июля 2022 года и реализованным законодателем 4 августа 2023 года в ФЗ № 471) равен трем годам", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда.