САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Вывоз из России в страны Таможенного союза автомобилей, получивших паспорт транспортного средства (ПТС), не может вести к возврату утилизационного сбора. Такую трактовку таможенных норм подтвердил Конституционный суд (КС) РФ в своем Определении №1273-О/2023, изученном корреспондентом РАПСИ.

Своим решением КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Чанъань Моторс Рус", которое просило проверить конституционность пункта 15.2 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ №1291.

Как следует из материалов дела, заявитель, являющийся филиалом китайской автомобилестроительной компании, пытался обжаловать отказ таможенных органов в возвращении уплаченного утилизационного сбора.

Однако суды указали, что вывоз из России в страны Таможенного союза автомобилей, получивших паспорт транспортного средства (ПТС), не может вести к возврату утилизационного сбора. Заявитель полагал, что оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, так как не позволяет вернуть утилизационный сбор за вывезенные в страны Таможенного союза автомобили, которым выдан ПТС при ввозе в Россию, хотя они не эксплуатировались и не регистрировались. 

Но КС РФ разъяснил, что для защиты здоровья человека и природы от вредной эксплуатации транспортных средств, ввозимых или произведенных в России, уплачивается утилизационный сбор. Получение ПТС является завершением процедуры выпуска автомобиля для внутреннего потребления, так как дает возможность без ограничений использовать его на всей территории Таможенного союза, что и обуславливает связь уплаты утилизационного сбора и получение ПТС. 

Оспариваемая норма допускает возврат утилизационного сбора при отсутствии ПТС, так как это не предполагает необходимости утилизации автомобиля на территории России из-за утраты им потребительских свойств после вывоза.

В итоге КС РФ указал, что не найдено неопределенности в оспариваемых нормах и они не нарушают прав заявителя.