МОСКВА, 19 сен - РАПСИ. Новым веянием судебной практики стало признание судом эмодзи (графический язык для передачи эмоций в интернете, где вместо слов используются картинки или их сочетание) юридически значимым сообщением. Это решение существенно расширяет сложившуюся в последние годы практику предоставления сторонами судебного спора переписок из мессенджеров как доказательств тех обстоятельств, на которые они ссылаются. 

Сторонами был заключен договор купли-продажи мобильного киоска, по которому продавец (ответчик) обязался передать покупателю (истец) мобильный торговый киоск. Согласно условиям заключенного договора цвета нижней и верхней части киоска должны быть утверждены сторонами дополнительным соглашением.

Помимо прочего, в договоре стороны согласовали, что признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи: электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера (WhatsApp), наравне с исполненными в простой письменной форме. 

Исполняя данный договор, покупатель оплатил продавцу часть цены товара в качестве предоплаты. Однако в обусловленный договором срок поставка так и не была произведена продавцом.

При таких обстоятельствах покупатель потребовал от продавца вернуть ему ранее уплаченные денежные средства, указав, что утратил интерес к исполнению договора. Но продавец деньги не вернул, чем вынудил покупателя обратиться в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в виде перечисленного аванса и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указывал, что по условиям договора характеристики товара (его цвет) предполагалось определить в дополнительном соглашении, которое так и не было заключено сторонами. По мнению продавца, при таких обстоятельствах нарушений договора с его стороны не имелось.

Однако суды такие доводы ответчика отвергли: цвет товара был согласован сторонами в мессенджере. Продавец направил покупателю сообщение с указанием предполагаемого цвета киоска, на что уполномоченный представитель покупателя направил эмодзи «палец вверх».

Поскольку при общении посредством электронной переписки данный знак в обычном понимании подразумевает одобрение, и ответчик впоследствии за уточнениями по этому вопросу не обращался, суды пришли к выводу, что он воспринял ответ истца как согласие на предложенные условия, не требующее дополнительного объяснения.