МОСКВА, 19 июн — РАПСИ. Искусственный интеллект планируется привлечь к процессу отбора кандидатов в судьи: ему можно поручить формирование предварительной характеристики кандидата на основе данных и составление общего представления для оценки и окончательного вывода по таким критериям, как профессиональные и личные качества, добросовестность и компетентность. Об этом, как передает корреспондент РАПСИ, заявил глава Совета судей РФ Виктор Момотов на семинаре-совещании с председателями квалификационных коллегий судей субъектов РФ. 

Опрошенные РАПСИ эксперты считают, что в вопросах отбора кандидатов на должность судьи человеческий разум как раз имеет преимущество над искусственным и привлекать нейросеть в эту работу не стоит. 

Предварительная характеристика 

«Вопросы наращивания высокотехнологичных цифровых мощностей для судебной системы РФ являются актуальными и перспективными, особенно создание программных аналитических комплексов, способных обрабатывать большие массивы информации с условием обеспечения безопасности персональных данных», - указал Момотов.

Он считает, что необходимо не только консультировать судей и кандидатов на должности в части подготовки к представлению нужной информации, но и рассмотреть возможность применения новых цифровых технологий, позволяющих автоматизировать данный процесс, в частности возможность заполнения анкеты претендента на должность судьи в электронном виде и автоматической проверки полноты внесенных данных. 

«Программные комплексы с технологией искусственного интеллекта могли бы помочь квалификационным коллегиям судей в формировании предварительной характеристики кандидата на основе введенных данных о нем и в составлении общего представления для оценки и окончательного вывода по таким критериям, как профессиональные и личные качества кандидата, добросовестность и компетентность, качество и сложность рассматриваемых судьей дел и другие», - подчеркивает глава Совета судей РФ.

Человеческого разума достаточно 

«Искусственный разум необходим там, где применяется огромный массив данных, чтобы он смог оперативно и качественно его структурировать, в случае кандидатов на должность судей речь не идет о масштабном, невероятном количестве информации и здесь человеческий разум сам спокойно, к тому же и более достойно справится. Вот если бы поменялась система и в кандидаты рассматривались абсолютно все выпускники юридических вузов, то да, имело бы смысл привлечь, но не в нынешней ситуации», - считает вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян. 

По ее словам, гораздо актуальнее и остро стоят вопросы о разгрузке уже действующих судей: освободить их от написания судебных приказов, от безумного потока рутины, в которой, как раз, все достаточно однотипно и будет понятно роботам.

Алгоритмическим образом оценивать добросовестность и компетентность кандидатов невозможно, отмечает завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Леонид Головко.

«Если мы поручим отбор кандидатов в судьи искусственному интеллекту, то будем получать худших кандидатов. Ну мы в науке достаточно с подобным сталкивались, все были возмущены механическими оценками у кого-то 25 статей в журналах и он в рейтинге выше того, кто написал всего три, но гениальные статьи! Здесь мы получим что-то похожее. Оценка достоинств, в том числе добросовестности - это именно человеческая оценка и никакой робот достойно с такой задачей не справится», - пояснил Головко. 

«Я приветствую любые формы использования современных технологий и искусственного интеллекта, если они могут упростить весьма тяжелую работу квалификационных коллегий. Вместе с тем, пока не совсем понятно, как машина может оценивать качество, сложность рассматриваемых судьей дел, компетентность и добросовестность кандидата. Это все же субъективно оценочные категории, которые, на мой взгляд, должны изучаться непосредственно членами квалификационной коллегии по конкретным материалам. Машина же может лишь анализировать некие введённые в неё статистические показатели, помогая членам коллегии упростить анализ, но не заменяя их», - считает старший партнер адвокатского бюро ZKS Андрей Гривцов.