Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Глава Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антон Иванов не склонен драматизировать ситуацию с импортом юрисдикции – проблемой "бегства" бизнеса из российской правовой системы в зарубежные. Об этом он заявил на прошедшей в четверг в Высшей школе экономики международной научно-практической конференции "Модернизация правовых институтов: вызовы времени". Иванов высказал мнение, что проблема в значительной мере преувеличена, поэтому вполне решаема.

Напомним, что несколькими днями ранее данная тема стала поводом для встречи руководства Госдумы с представителями ведущих юридических компаний, участники которой отнесли ее к числу угроз национальной безопасности и суверенитету страны.

Как отметил Иванов, часто приводимые данные о том, что якобы уже 90% всех сделок в России заключаются по нормам не российского, а зарубежного права, никак не соответствуют действительности: "Граждане, мелкий и средний бизнес, на которые приходится подавляющее большинство сделок, заключают, кончено же, по российскому праву". По его мнению, уровень присутствия иностранных юрисдикций высок лишь в очень ограниченном секторе российского бизнеса и по определенному виду сделок. Но и это, как считает глава ВАС, не является трагедией.

"Для определенных целей такая практика все равно будет применяться, несмотря ни на какие меры со стороны государства. Бизнес стал глобальным, все большую роль играют транснациональные корпорации. И такие структуры, естественно, не хотят зависеть от тех или иных национальных правопорядков", - добавил Иванов. Вместе с тем, он уверен, что вполне реально вернуть в лоно российского права многие виды деловых операций, в первую очередь касающихся недвижимости и активов. Глава ВАС пояснил, что большинство таких сделок заключается без иностранного элемента – исключительно между российскими компаниями или гражданами. Но из-за неблагоприятного налогового законодательства они оформляются путем продажи долей в оффшорных компаниях, на которых зарегистрированы объекты или акции.

Как сказал Иванов, если посмотреть по реестру данные о регистрации прав на недвижимость в Москве, можно обнаружить, будто весь центр города раскуплен иностранными оффшорами – "кипрскими, Виргинских остров, какими угодно". "Но на самом деле реальные владельцы там – российские граждане, которые в свое время за копейки приватизировали эту недвижимость, а потом решили продать по рыночной цене", - пояснил глава ВАС.

В силу того, что в России еще нет полноценных рыночных стандартов учета и налогообложения, в таких ситуациях у собственников возникает дилемма – пока они владели недвижимостью, налог платили, исходя из балансовой, весьма условной ее стоимости, по той, которой когда-то приватизировали. Но если продавать по реальной рыночной стоимости и по российским законам, то и налог будет соответствующий – это НДС и налог на прибыль, в общей сложности почти 40%. Именно поэтому подобные сделки, по словам Иванова, фактически и уходят в иностранную юрисдикцию.

Решить же эту проблему, по мнению главы ВАС, технически не сложно, в первую очередь, путем коррекции налогового законодательства.

Мечты и реалии

Говоря о других проблемах российского права, Антон Иванов признал, что, несмотря на все усилия государства, серьезные изменения гражданского, административного, налогового законодательства заметного эффекта пока не принесли – ни в плане улучшения инвестиционного климата, ни в части создания более прозрачных правил ведения бизнеса, ни в росте инновационной деятельности. По мнению главы ВАС, объяснений тому множество – как субъективных, так и объективных.

"Мы живем в обществе с ослабленными социальными стандартами, поэтому право вынуждено ориентироваться только на собственные механизмы принуждения. Остальные социальные регуляторы просто не работают в отношениях граждан и бизнеса", - сказал он. В качестве иллюстрации глава ВАС привел ситуацию с последствиями кризиса 1998 года. Многие известные бизнесмены, банкиры и промышленники тогда якобы разорились. Но прошло время - и они снова вернулись в российский бизнес. Эти люди, как отметил Иванов, продолжают вести дела, вхожи в органы госвласти и управления, опять обращаются в банки за кредитами, которые им там дают, тогда как в стране с развитыми социальными регуляторами они бы перестали быть "рукопожатными".

Среди объективных же причин неэффективности отечественной правовой системы председатель высшей арбитражной судебной инстанции страны назвал идеалистический подход к законодательному процессу. "Может показаться, что стоит только принять некий разумный закон, как все кинутся его сразу исполнять, сразу все наладится, да еще и выиграют все – и предприниматели, и государство, и потребитель. Увы, это не так - связь права и бизнеса весьма опосредована", - констатировал Иванов.

По его мнению, правильность данного тезиса наглядно демонстрирует практика заимствования правовых институтов развитых стран Европы и США, которая приводит к тому, что в российских экономических и социальных реалиях эти нормы выхолащиваются и наполняются совсем иным смыслом.