САРАЕВО, 22 авг - РАПСИ, Юлия Петровская. Прокуроры Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) потребовали приговорить отставного генерала армии боснийских сербов Здравко Толимира к пожизненному заключению, считая его одним из организаторов геноцида над боснийскими мусульманами в Сребренице летом 1995 года, сообщило в среду агентство "Танюг".

Толимир - самый высокопоставленный после бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича и генерала Ратко Младича обвиняемый в военных преступлениях на территории Боснии и Герцеговине. Во время войны в БиГ (1992-1995 годы) он был помощником по разведке и вопросам безопасности командующего армией Республики Сербской Младича.

Толимиру были предъявлены обвинения по восьми пунктам, включая геноцид, убийства, преследования, насильственное перемещение и депортация мусульман из городов Сребреница и Жепа в период с июля по ноябрь 1995 года.

"За такие преступления существует только одно наказание - пожизненное заключение", - заявил в своей заключительной речи в МТБЮ прокурор Питер Мекласки.

По оценке стороны обвинения, Толимир как ближайший соратник и доверительное лицо Младича несет ответственность за участие в совместном преступном деянии, целью которого было полное уничтожение мусульманского населения Сребреницы и Жепы.

По оценкам экспертов, в Сребренице в июле 1995 года в результате операции армии боснийских сербов во главе с Младичем были убиты около 8 тысяч мусульман. Осада этого города и последовавшие расстрелы мужской части его населения стали одним из самых кровавых эпизодов войны в БиГ. МТБЮ и Международный суд ООН классифицировал эти расправы как геноцид.

Во время судебного процесса сторона обвинения представила 126 свидетелей, а Толимир - только четырех. Отставной генерал защищает себя в суде самостоятельно. В декабре 2009 года он заявил, что считает себя невиновным по всем пунктам обвинения.

Толимир был арестован в Боснии и Герцеговине 31 мая 2007 года и на следующий день доставлен в гаагскую тюрьму. Суд над ним начался в феврале 2010 года. За время нахождения в следственном изоляторе отставной генерал неоднократно жаловался на "жестокое и бесчеловечное обращение".