МОСКВА, 2 авг - РАПСИ. Акции швейцарской компании Noga, заявлявшей ранее, что РФ имеет перед ней задолженности по кредитам, будут проданы на открытом аукционе в Швейцарии, и любые попытки новых владельцев этих акций предъявить требования к РФ будут отвергнуты российскими властями, сообщило в понедельник министерство финансов России.

"Министерству финансов РФ стало известно о том, что в отношении всех акций "Compagnie Noga d?Importation et d?Exportation" (NOGA) было отдано распоряжение о продаже в ходе публичных торгов в Женеве в связи с претензиями кредиторов единственного держателя акций NOGA Нессима Гаона (Nessim Gaon)", - говорится в сообщении Минфина.

"Все попытки приобретателя акций Noga предъявить требования к правительству Российской Федерации будут отвергнуты российскими властями, и, в случае необходимости, в подобных случаях будут применяться санкции", - говорится в заявлении. Минфин напоминает, что французские суды ранее постановили, что Noga должна выплатить РФ компенсацию за ущерб, нанесенный в связи с неправомерным и противозаконным присвоением компанией российской собственности во Франции. В том случае, если новые собственники компании попытаются "присвоить собственность РФ на основании несуществующей задолженности российского правительства перед Noga", российские власти применят к ним аналогичные санкции.

Минфин также отмечает, что "ни один счет Российской Федерации или (открытый) от имени Российской Федерации, на сегодняшний день не блокирован в каком-либо из банков Люксембурга". В заявлении ведомства говорится, что счета трех российских банков, заблокированные в Люксембурге по иску Noga в 1993 году, разблокированы более десяти лет назад по решению суда.

Минфин вновь подтверждает, что правительство РФ не имеет обязательств перед компанией Noga, и суды США, Франции, Швейцарии и Швеции опровергли сделанные ранее заявления и иски швейцарской компании.

История вопроса

Все требования Noga в отношении правительства России датируются началом 1990-х годов и возникают из двух кредитных договоров. Согласно этим кредитным договорам, Noga должна была финансировать импортные поставки российскими внешнеторговыми организациями продуктов питания и потребительских товаров. Погашение этого финансирования должно было осуществляться за счет доходов от сырой нефти и нефтепродуктов, поставляемых Россией. После того, как договоры были расторгнуты, начались судебные тяжбы.

В 1993 году Noga инициировала разбирательство в арбитражном суде при торговой палате Стокгольма, заявив, что Россия нарушила обязательства по этим кредитным договорам, и потребовав возмещения не менее 1,4 миллиарда долларов.

Несколько раз компании удавалось арестовывать российское имущество за рубежом: в 2000 году Noga добилась во Франции ареста счетов Банка России и российского парусника "Седов", в 2001 году попыталась арестовать российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже, однако счета были разблокированы, а аресты имущества признаны незаконными. В 2005 году по запросу Noga в Швейцарии была арестована коллекция картин Пушкинского музея, однако арест был снят после вмешательства правительства Швейцарии.

В январе 2008 года компания Noga арестовала во Франции активы, принадлежащие Банку России, российскому информационному агентству "РИА Новости", Федеральному космическому агентству (Роскосмос) и государственному научно-производственному ракетно-космическому центру "ЦСКБ-Прогресс". Действия Noga основывались на якобы продолжающейся заинтересованности в двух решениях Стокгольмского арбитражного суда, вынесенных в пользу компании Noga в 1997 году.

Все произведенные аресты были признаны неправомерными компетентными французскими судами, и компании Noga было предписано возместить значительный ущерб Банку России и "РИА Новости".

После успешного обжалования Россией в шведских судах решений стокгольмского арбитража общая сумма выплат, причитающихся Noga по всем арбитражным решениям, составила около 30 миллионов долларов, без учета процентов.

В середине 1990-х годов Noga уступила свои права требований к РФ по решениям стокгольмского суда четырем швейцарским банкам, а впоследствии эти права были куплены американской IPD Capital Inc. и выкуплены Минфином РФ, что привело к их аннулированию.