САРАЕВО, 24 июл - РАПСИ, Юлия Петровская. Генеральная ассамблея ООН допустила ошибку, запросив Международный суд ООН относительно законности провозглашения независимости Косово, а не о правовых последствиях этого шага, и это дало суду возможность уклониться от обсуждения проблемы соотношения территориальной целостности и самоопределения, заявил РИА Новости профессор международного права Бахтияр Тузмухамедов.

Суд объявил в четверг, что декларация о независимости Косово не нарушает нормы международного права. Суд указал при этом, что он не рассматривал вопрос о последствиях провозглашения независимости.

Судьи должны были ответить на вопрос: "Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?". Данный вопрос суду направила Генассамблея ООН по предложению Сербии.

"Суд спросили о правомерности декларации, но не ее реализации. Он и ответил, что декларация правомерна, а уж что за ней последовало - это другой вопрос", - сказал Тузмухамедов.

"Генеральная ассамблея не поинтересовалась правовыми последствиями декларации, в частности, тем, можно ли считать, что в итоге Косово обрело государственность, каковы правовые последствия признания косовской независимости, а Суд не счел нужным переформулировать и дополнять вопрос", - разъяснил юрист.

"Попутно Международный суд напомнил Генеральной ассамблее, что в иных случаях ее вопросы Международному суду формулировались более детально", - добавил собеседник.

"Суд не обнаружил недвусмысленного запрета независимости как итога процесса политического урегулирования в резолюциях Совета Безопасности, впрочем, толкуя их достаточно избирательно. Но и Совету Суд напомнил, что в иных случаях, например, в связи с проблемой Кипра, он недвусмысленно заявлял, что кипрское урегулирование должно основываться на едином суверенитете и единой международной правосубъектности этого государства", - сказал Тузмухамедов.

По его словам, "большинство, определившее содержание консультативного заключения, постаралось вывернуться из щекотливой ситуации и использовало для этого различные лазейки, в том числе, чтобы уклониться от обсуждения проблемы соотношения территориальной целостности и самоопределения".

Юрист рекомендовал заинтересованным сторонам не ограничиваться текстом заключения, а ознакомиться с декларациями и особыми мнениями судей как совпадающими, так и не совпадающими.

"Они не раскроют полностью тайну совещательной комнаты, но подскажут, что решение далось нелегко, а также дадут немало любопытных правовых аргументов для будущих дебатов", - сказал собеседник.
Согласно статуту МС, судьи выступают в личном качестве. Однако эксперты отмечают, что их позиции, как правило, созвучны политическим линиям соответствующих государств. В составе МС работают 15 судей, 9 из которых являются гражданами государств, признавших независимость Косово.

Текст консультативного заключения по Косово поддержали судьи из Японии, Сьерра-Леоне, Иордании, США, Германии, Франции, Новой Зеландии, Сомали, Великобритании, Мексики. Все указанные страны, за исключением Мексики, признали независимость Косово.
Против документа высказались судьи из Словакии, Марокко, России и Бразилии. Судья из Китая по процедурным причинам не участвовал в голосовании. Все эти государства выступают против независимости Косово.

Международный суд - главный судебный орган ООН. В компетенцию суда входит рассмотрение споров между государствами и вынесение консультативных заключений по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной ассамблеи или СБ ООН.

Консультативные заключения, в отличие от решений суда, не имеют обязательной силы. В то же время, по оценке специалистов, они имеют большое правовое, политическое и моральное значение.

Албанские власти Косово 17 февраля 2008 года в одностороннем порядке при поддержке США и ряда стран ЕС провозгласили независимость от Сербии. К сегодняшнему дню самопровозглашенное государство признали 69 стран из 192 стран-членов ООН. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других влиятельных стран отказались признать Косово, считая, что косовские албанцы своим отделением грубо нарушили нормы международного права.