Для более полного понимания событий периода Февральской революции необходимо вспомнить о земской реформе 1864 года. Благодаря ей в уездах и губерниях были учреждены выборные органы местного самоуправления. Эти представительные органы избирали из своей среды постоянно действующие исполнительные органы – земские управы. 

О том, какую роль сыграли новые общественные институты в грядущей смене власти рассказывает в шестьдесят седьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


В компетенцию земских учреждений входило лишь «заведывание делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам». Земства занимались строительством дорог, школ, больниц, организацией агрономической и ветеринарной служб, оказанием помощи населению в случае неурожая, оказывали содействие развитию местной промышленности. 

Земская реформа Александра II встретила полное непонимание и даже сопротивление со стороны многих высших царедворцов и представителей государственной власти, входящих в окружение императора. 

Руководители органов верховной власти справедливо почувствовали опасность в появлении земств, увидели в них конкурентов царской бюрократической системе. 

Опасность заключалась уже в выборности этих учреждений и то, что в этих выборах принимали участие все сословия. В условиях господства жестко централизованного бюрократического государственного аппарата, с его принципами назначенчества на должности сверху вниз, земские органы выглядели инородным телом.

Видимо, уступая этим соображениям об опасности земств для существующей власти, реформаторы всячески ограничили компетенцию органов самоуправления. Никакими политическими функциями земства не наделялись. По очень понятным причинам им категорически запрещалось вступать в контакт с земствами в других губерниях. Соответственно исключалась координация деятельности земств и создание какого-либо центрального всероссийского земского органа.

Но с началом войны в стране сложилась принципиально другая ситуация. В первые месяцы всё общество, возглавляемое земскими учреждениями, повело себя в высшей степени патриотично, и это, видимо, усыпило бдительность охранителей старого режима. 

Показалось, что оппозиция власти просто исчезла как таковая. Буржуазия жертвовала огромные средства на нужды армии; на частные средства обустраивались и оснащались всем необходимым госпитали и санитарные поезда, закупались медикаменты, продовольствие и т.п. 

Общественная деятельность приобрела такой размах, что понадобилось создание неких негосударственных структур, чтобы координировать всю эту работу, распределять весь вал средств и направлять энергию волонтеров. Естественно, что за это взялось земство.

Но для такой огромной работы в масштабе всей страны естественным образом понадобилась координация действий земских органов. И про запрет о взаимодействии и контактах между земствами попросту «забыли».

В 1914 г. состоялись съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. Позже – в 1915 они объединились, создав Главный комитет Всероссийского земского и городского союза (Земгор). И это стало очень мощной разветвленной структурой, охватывающей все губернии и уезды Европейской России. 

Земгорсоюз первоначально занимался организацией госпиталей, заботой о инвалидах, производством медикаментов, а позднее стал участвовать в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. 

Имея в своем распоряжении большинство газет, земские деятели очень резко критиковали действия правительственных органов в вопросах обеспечения армии. В то же время в выгодном свете подавалась информация о работе в этой сфере общественных земских организаций. 

Выводы газетных статей сводились к одному предложению в адрес властей: коли не справляетесь со своими функциями – больше привлекайте общественные силы и дайте им больше полномочий. И власти шли на уступки. 

В 1915 году по требованию Всероссийского съезда представителей промышленности и торговли были учреждены военно-промышленные комитеты (ВПК). Они создавались для того, чтобы «организовать всю неиспользованную мощь русской промышленности для удовлетворения нужд обороны государства». 

В течение двух месяцев был создан Центральный военно-промышленный комитет и 78 местных. Они занимались поставками и подрядами по заказам казны, организовывали по соглашению с военным и морским ведомством приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота. 

Очень быстро военно-промышленные комитеты стали влиятельными организациями буржуазии, занимавшимися не только распределением военных заказов между промышленными предприятиями.

Такое активное вмешательство общественности в важнейшие сферы государственной деятельности всегда выступает неким упреком властям и грозит подрывом ее авторитета. Ведь государство, по идее, должно самостоятельно справляться со всеми своими обязанностями. А почти все газеты снова и снова настойчиво подчеркивали: нынешняя власть не в состоянии эффективно руководить страной в сложных условиях военного времени. 

Обществу внушалась мысль, что назрела необходимость смены власти – вон как замечательно и успешно работают ВПК, Земгор и другие общественные организации, уже взявшие на себя многие функции власти.

В итоге, планы сторонников реформистского эволюционного развития России успешно воплощались в жизнь. Оставаясь в правовом поле, буржуазия встроила свои структуры в ткань государственного аппарата и постепенно, вполне легитимно, расширяла их полномочия с вынужденного согласия верховной власти. 

Параллельно с царским бюрократическим аппаратом уже вовсю действовали органы новой власти. И совсем не случайно первым главой Временного правительства станет председатель Земгора князь Георгий Львов. Всё шло к такому финалу: эту фигуру готовило «общество», а назначить его будет вынужден сам император за несколько мгновений до отречения – чтобы сохранить преемство власти.

Земство, введенное во время прогрессивных реформ 60-х годов XIX в., которое Владимир Ленин окрестил как «пятое колесо в телеге самодержавия», все-таки «выстрелило» в последнем акте монархической России, как то самое ружье, которое повесили на стену в первом акте. 

Таким образом, сама революция в виде широкого восстания не планировалась и не готовилась российской буржуазией, но сложилось так, что она оказалась максимально готовой к ней. Благодаря земствам уже до февраля 1917-го года был создан каркас будущей новой власти. 

Продолжение читайте на сайте 27 февраля