МОСКВА, 5 июл — РАПСИ. Процесс многодневного голосования потребует больших умений, навыков, трудозатрат от общественных наблюдателей, считает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод.

Процесс многодневного голосования потребует больших умений, навыков, трудозатрат от общественных наблюдателей

В понедельник состоялся открытый лекторий НОМ на тему «Многодневное голосование: Порядок, особенности и общественный контроль». По словам Брода, регионам необходимо подготовить большее число независимых наблюдателей и предусмотреть возможность их замены на участках. 

«Процесс многодневного голосования потребует больших умений, навыков, трудозатрат от общественных наблюдателей. С этой целью необходимо подготовить их большее число, предусматривать и замены, потому что все три дня работать в полном графике достаточно трудно. Нужно обязательно иметь резерв наблюдателей и обеспечивать, таким образом, сменный режим их присутствия на избирательном участке», - заявил правозащитник в ходе лектория НОМ. 

По его словам, многодневное голосование – успешная, одобряемая избирателями практика, и случаев серьёзных нарушений в ходе проведения новации не зафиксировано. Однако, как подчеркнул Брод, Ассоциация НОМ будет держать постоянную связь с экспертами и наблюдателями в ходе общественного контроля за всеми формами многодневного голосования. Так, в частности, большое внимание будет уделяться вопросам соблюдения санитарных норм, обеспечения сохранности бюллетеней, проведению работы с сейф-пакетами. 

«Действие с сейф-пакетами, о наличии которых необходимо позаботиться комиссиям, должны быть открыты и понятны для наблюдателей. Мы ориентируем их на то, чтобы также обращали внимание на наличие видеорегистратора или видеокамеры», - сообщил Брод, добавив, что НОМ в оперативном режиме будет реагировать по всем проблемным случаям. 

Член Общественной палаты (ОП) РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ Алёна Булгакова прокомментировала на лектории ключевые пункты Положения о порядке проведения многодневного голосования на сентябрьских выборах.

«У всех лиц, присутствующих на избирательном участке, будет возможность убедиться, что сейф-пакет пустой. Необходимо будет всегда обращать внимание на два аспекта: серийный номер и индикаторную ленту, которая и сигнализирует о попытке вскрытия», - пояснила Булгакова, добавив, что проверка этого вопроса будет предусмотрена в «Золотом стандарте» ОП РФ по общественному наблюдению. 

Пристальный контроль, обратила внимание эксперт, должен быть и за бюллетенями с голосования «на дому». Булгакова отметила, их перемещение из переносных ящиков по возращению членов комиссий на участке должно производиться незамедлительно в сейф-пакет, после чего должен составляться отдельный акт. 

«Мы будем проводить внимательный мониторинг избирательного процесса и в ходе проведения дополнительной формы голосования. До 10 сентября комиссии должны определиться с такими территориями. Важно, чтобы применение предусмотренной формы было обосновано ТИК», - подчеркнула общественница. 

Булгакова также отметила, что в Положении о порядке проведения многодневного голосования теперь чётко прослеживается роль общественных палат в процессе контроля за процедурой. 

«Представители общественных палат, штабов по наблюдению имеют право обращаться по вопросам, входящих в их компетенцию, к представителям избирательных комиссий, общаться с наблюдателями и кандидатами. Всё это будет способствовать разрешению споров в конструктивном ключе», - рассказала она. 

По итогам участия в лектории своим мнением поделился член ОП Воронежской области, председатель Совета молодых юристов при региональном отделении Ассоциации юристов России Сергей Хаустов.

«Образовательные площадки Ассоциации НОМ очень ценны для экспертного сообщества. Совместное обсуждение постановления ЦИК РФ от 01.07.2021 №13/103-8 об особенностях многодневного голосования в 2021 год позволяет сверить понимание и осмыслить сложные процедурные нормы. Такое мероприятие упрощает восприятие правового акта ЦИК, а использование примеров из практики даёт возможность верно толковать на экспертном уровне большинство спорных ситуаций», - заключил Хаустов.