МОСКВА, 29 янв — РАПСИ. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был предложен еще в XVII веке Джоном Локком и окончательно оформился в XVIII веке в трудах Монтескьё. Этот принцип является базовым и для России, он закреплен в Конституции 1993 года, одной из основных задач которой и было решение конфликта трех ветвей власти, происходившего в 1991-1993 гг. В 20 веке с усилением роли СМИ в обществе они de facto признаются четвертой ветвью власти.
В своей деятельности юридические компании регулярно сталкиваются со всеми четырьмя ветвями власти: они разрабатывают проекты законов, выступают экспертами в Государственной Думе РФ и Совете Федерации, являются подрядчиками или оппонентами органов исполнительной власти, выступают в суде, оставляют след в информационном пространстве.
Мы решили выяснить, каким образом проявили себя участники рынка юридических услуг в отношениях с каждой из ветвей власти, сформулировав результаты в виде серии рейтингов.
Серию открывает рейтинг: Юридические компании и органы законодательной власти.
На данный момент юркомпании вовлечены в литигационный процесс в двух ипостасях.
Во-первых, субъекты законодательной инициативы (в т.ч. и подведомственные им организации) обращаются к юркомпаниям для подготовки проектов законов. Для участников рынка не секрет, что нормативное регулирование — это сложный массив взаимосвязанных нормативных актов, изменение или добавление предмета и метода регулирования правоотношений требует системного и профессионального подхода, чтобы видеть все последствия изменений законодательства. С этим связана и вторая ипостась задействования юркомпаний непосредственно законодательным органом. Внесенные проекты проходят экспертизу у законодателя, в рамках парламентских комитетов проходят слушания, в которых в качестве экспертов привлекаются представители юридического рынка.
Исследование планируется к публикации весной 2019 года. Информация для рейтинга будет получена с помощью опросов участников рынка и законодателей, а также с помощью анализа общедоступных данных о профильных госзакупках.
Полная методология будет опубликована одновременно с исследованием.