В период Гражданской войны большевики укрепляли свою власть преобразованиями правового и политического устройства общественной жизни. В частности, ими была введена новая система госуправления в виде конституционных и чрезвычайных органов власти, отменены действовавшие законы, внедрены экспериментальные институты собственности и так далее вплоть до радикально новой системы оплаты труда и госпраздников. Об этих и других новациях большевиков рассказывает в сто девятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


В связи с начавшейся Гражданской войной был учрежден еще один высший орган государственного управления – Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО). Он сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. Ему же пришлось заниматься и проблемами производства вооружения, боеприпасов и другими вопросами тыла. В апреле 1920 г. он был преобразован в Совет труда и обороны (СТО).

В условиях войны ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомпроду, наркомату путей сообщения и наркомату обороны давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на них задач, разрешалось применять вооруженную силу.

Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Позднее в 1923 г. РКИ объединили с Центральной контрольной комиссией партии. Началось прямое сращивание государственного и партийного аппаратов.

На местах параллельно с конституционными органами власти на местах (а часто и вместо них) возникали чрезвычайные органы – революционные комитеты (ревкомы). В их функции входило: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. 

Ревкомы наделялись правами проведения реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей. Получали они и другие чрезвычайные полномочия. Им таким образом принадлежала вся полнота власти на местах.

Советы на прифронтовых территориях распускались постановлениями Реввоенсовета.

2 сентября 1918 года вышло постановление ВЦИК, в котором говорилось: «Советская республика превращается в военный лагерь». На основании этого постановления 6 сентября был образован Реввоенсовет республики (РВС). Он руководил работой всех органов военного ведомства. Для руководства войсками РВС республики учреждал РВС фронтов и армий. Всероссийское бюро военных комиссаров было преобразовано в Политуправление РВС.

Для подготовки «своих» командиров из рабочих и крестьян открывались курсы, школы и академии. Были установлены единая форма одежды и знаки различия. В 1919 году учреждены первые советские ордена.

Перед законодательством ставилась задача радикально реформировать все сферы общества в целях построения социализма. Уже к началу войны было положено начало этим преобразованиям: ликвидирована частная собственность на землю, установлен восьмичасовой рабочий день, национализированы банки, провозглашен принцип равенства мужчин и женщин, церковь отделена от государства.

Советская власть принципиально стремилась отменить все нормативно-правовые акты, принятые до Октября. Однако сразу отказаться от этих регулирующих документов не получалось. Выходили отдельные запреты на использование некоторых старых установлений. 

А в ноябре 1918 г. появился декрет ВЦИК, который запрещал ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств. Но это касалось лишь деятельности судебных органов относительно уголовных и гражданских дел. Однако какого-либо одного акта, которым бы упразднялась вся система нормативных актов царской России, не существовало, хотя это часто утверждается в литературе.

Принимаемые новые нормативно-правовые акты были обычно очень краткими – 10-15 строк. Из-за жесткой обстановки войны не проводилась работа по систематизации актов, не велась работа по подготовке кодексов.

Таким образом, при одновременном действии советского и части норм дореволюционного законодательства вся система советского права была противоречивой и далека от завершения и совершенства.

Всё это не способствовало укреплению так называемого революционного правопорядка, за который ратовали большевики. Напротив, граждане оказывались незащищенными от произвола властей. 

Положение осложнялось и сепаратистскими настроениями местных советов. Они любили заниматься правотворческой деятельностью без оглядки на директивы Центра.

В гражданском праве были заложены основы нового института – социалистической собственности на орудия и средства производства. Одновременно значительно сужалась сфера частной собственности. Законодательство стремилось свести положение имущих классов до положения трудящихся масс и носило ярко выраженный классовый характер.

Вводился также институт государственной собственности на определенные виды имущества. Его суть состояла в том, что государство объявлялось обязательным контрагентом в договорах купли и продажи такого имущества. К нему относились: ткани, спички, рис, свечи, кофе, перец, золото, платина и др.

Отмена института наследования, кажется, не прижилась: мы не находим в бюджетах тех лет поступлений от «излишков наследства». Декретом ведь было разрешено употреблять часть наследуемого имущества для содержания иждивенцев и нетрудоспособных, которых, видимо, всегда находилось достаточно. Да и оценка наследуемого имущества была затруднительной.

10 декабря был введен в действие Кодекс законов о труде (КЗОТ). Изменения в Трудовом праве касались защиты прав и интересов рабочих. Был установлен восьмичасовой рабочий день с обязательным выходным днем раз в неделю. Воспрещался ночной труд и труд женщин и подростков до 16 лет. 

Нерабочими праздничными днями объявлялись шесть дат: 1 января, 22 января (годовщина 9 января 1905 г.), 12 марта – день низвержения самодержавия, 18 марта – день Парижской Коммуны, 1 мая – день Интернационала, 7 ноября – день Пролетарской Революции. 

Кроме этого, местным профсоюзным органам разрешалось вводить до 10 нерабочих праздничных дней в году, но они не оплачивались. На местах это право использовалось для отдыха в религиозные праздники: Рождества, Пасхи, Св. Троицы и т.п. Нехристиане могли устанавливать свои праздничные дни. 

Минимальная зарплата устанавливалась на уровне прожиточного минимума. А максимальная тарифная норма превышала минимальную лишь в 1,7 раза, т.е. внедрялась пресловутая «уравниловка». Если рабочие в среднем получали по 450-500 рублей, то зарплата наркома составляла 700 руб.

Рабочие страховались от безработицы. Все лица, занятые по найму, получали бесплатную медицинскую помощь и денежное пособие на время болезни. Кроме тех, доходы которых в 3 раза превышали здешнюю зарплату рабочих.

По Земельному праву угодья у собственников изымались безвозмездно. Земли предоставлялись в пользование трудовым артелям, сельхоз-товариществам, отдельным семьям и лицам. 

Правом на получение земли в пользование наделялись только те лица, которые могли обрабатывать ее своим трудом, не используя наемной рабочей силы. Земледелец был обязан приступить к обработке земли в первый же пахотный сезон. Иначе надел могли отобрать. Отбирали и в том случае, если он применял наемный труд.

Стимулировалось создание коллективных хозяйств. Им земли выделялись в первую очередь. На помещичьих землях создавались совхозы. Надо, однако, отметить, что в период проведения политики «военного коммунизма» зачастую писаные законы оставались на бумаге. На практике многие сферы жизни регулировались чрезвычайными органами власти, исходившими из соображений «революционной целесообразности».

Продолжение читайте на сайте 17 декабря