Период истории Российского государства с 1918 по 1920 годы правильно называть не просто «Гражданской войной», а периодом «Гражданской войны и иностранной военной интервенции». Это точнее, так как вмешательство извне сыграло значительную роль в этих трагических событиях братоубийственной войны. Почему без такого вмешательства гражданская война заведомо не была бы такой длительной, кровопролитной и разорительной, рассказывает в сто седьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Датировать начало Гражданской войны можно с разгона Учредительного собрания. Именно в этот момент избранный народом исключительно демократичный и самый высокополномочный законодательный орган в истории страны был насильственно отстранен от власти и распущен.

Ответом на это и явилось выступление революционно-демократических партий под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию». Возглавили это движение эсеры (социалисты-революционеры). Это логично, так как эта партия вместе со своими союзниками получила более половины мандатов на выборах. Эсеры вполне законно считали себя всенародно избранной правящей партией.

Центром консолидации антибольшевистских сил стала Самара. Туда стали съезжаться члены Учредительного собрания в основном из эсеровской партии. Они поставили своей целью борьбу за восстановление законной власти. Однако для организации вооруженного сопротивления сил у эсеров было явно недостаточно.

Здесь и выступили интервенты в лице легионеров Чехословацкого корпуса. Это были военнопленные солдаты армии Австро-Венгрии. Точнее, это были перебежчики, которые считали Австро-Венгрию, в состав которой входили чешские и словацкие земли, своей угнетательницей и мечтали о независимости. 

Они не хотели воевать против «матери славянских народов» и рассчитывали получить независимость именно с помощью России. Чехословаки массово переходили на сторону русских войск. А затем они изъявили желание воевать против германского блока на стороне Русской армии.

В 1917 году из добровольцев был сформирован и вооружен чехословацкий корпус из двух дивизий числом более 40 тыс. человек. Но Советская Россия закончила войну сепаратным Брестским миром 3 марта 1918 года и этот корпус ей оказался не нужным. Союзники попросили передать его Франции. Так и было решено. И эшелоны с легионерами растянулись по линии железной дороги от Пензы до Владивостока.

Однако Германия обоснованно сочла переброску враждебных ей войск по территории России нарушением положений Брестского мира. К тому же Австро-Венгрия потребовала вернуть ей военнопленных, как и должно было быть после окончания войны. 

Советское правительство, не желая срыва мирного соглашения с Германией, решило разоружить корпус, дабы лишить его признаков вооруженных частей. Однако чехи этому воспротивились, опасаясь, что безоружными их выдадут Австро-Венгрии. А на родине их ждал только расстрел. По всей линии железной дороги вспыхнули конфликты, переросшие во всеобщий мятеж корпуса.

Восстанием чехословаков и воспользовались противники большевиков. Они вступили в тесный контакт с мятежниками и поддержали их выступление. Началась широкая интервенция. Так как старая Русская армия была уже почти вся демобилизована, а новая еще не создана, то чехословаки совместно с антибольшевистскими силами весной-летом 1918 года свергли советскую власть на территории от Волги до Дальнего Востока.

Чехословаки находили и правовое обоснование своего восстания в том, что они выступили якобы на стороне законной власти, т.е. депутатов Учредительного собрания, против «узурпаторов». Поэтому, не желая выглядеть интервентами в плохом смысле слова, они не захватывали власть, а немедленно передавали ее российским повстанцам и их органам. Также безусловно они передали и золотой запас России, хранившийся в Казани.

По своим политическим взглядам рядовые легионеры и командование корпуса во главе с лидерами Чехословацкого национального комитета были очень близки к российским эсерам.

На занятых территориях установилась власть сторонников Учредительного собрания. В Самаре было создано правительство из пяти эсеров – Комитет членов Учредительного собрания (Комуч). Оно приступило к формированию Народной армии. 

В Омске к власти пришло Временное Сибирское правительство тоже с преобладанием эсеров. Здесь создавалась Сибирская армия. Возникли и другие областные правительства, а также государственные образования на территориях казачьих войск: уральского, оренбургского, сибирского, забайкальского, амурского, уссурийского. Там во главе управления встали атаманы.

Очень сложно проходили процессы установления советской власти в самом большом казачьем войске – Донском. После целого ряда вооруженных столкновений 18 мая 1918 года Круг спасения Дона объявил о создании независимого государства Всевеликого Войска Донского во главе с атаманом Красновым. Здесь же генералами Алексеевым и Корниловым формировалась Добровольческая армия, состоявшая в основном из офицеров и юнкеров.

Особенностью антибольшевисткого движения на территории власти «учредиловцев» было то, что эсеры были сторонниками социализма, как и большевики. И даже знамя у них было красное. Поэтому на этом первом этапе Гражданской войны противники большевиков не причисляли себя к «белым». В советской исторической литературе их называли «демократической контрреволюцией». 

В составе Комуча буржуазии не было, а в сибирский парламент – Сибоблдуму – буржуазия и кадеты не могли даже входить. Расхождения с большевиками были не по классовым критериям, а по политическим. Эсеры были сторонниками демократического социализма, а большевики - поборниками социализма с диктатурой пролетариата.

Такое отличие логично вытекало из социальной базы этих партий. Эсеры были крестьянской партией и тем самым отражали интересы подавляющего большинства населения России. При любых выборах они могли рассчитывать на победу. 

А у пролетарской партии большевиков опорой могли быть лишь 10-15% от всех избирателей, т.е. рабочие. Следовательно, при демократическом режиме большевики заведомо не могли бы стать правящей партией. Отсюда и вытекал вывод: партия пролетариата могла удержать власть только с помощью диктатуры.

В целях легализации своей власти Комуч создал Съезд членов Учредительного собрания и намеревался собрать в Самаре кворум собрания. И депутаты постепенно съезжались в Самару. Но до кворума было далеко.

8-23 сентября 1918 г. в Уфе было собрано Государственное совещание, в котором приняли участие 23 делегации, представлявшие все антибольшевистские областные правительства, казачьи войска, политические партии и национальные организации. На нем было образовано Временное Всероссийское правительство из пяти человек – Директория. Это был компромиссный кабинет: два кадета, два эсера и один военный. 

Директория избрала местом своего пребывания город Омск. Противники большевиков надеялись, что с появлением единого признанного центра власти произойдет консолидация антисоветских сил.

Но на другом полюсе противостояния тоже шло собирание сил. После введения принудительной всеобщей мобилизации численно возросла Красная армия. Привлечение туда офицеров позволило создать боеспособные части и соединения.

Продолжение читайте на сайте 3 декабря