В 1938 году в Париже умирает великий русский певец Федор Иванович Шаляпин. Хоронили его всей французской столицей и всей русской эмиграцией. В публикации мы расскажем о детективных историях, связанных с имуществом и завещанием вокалиста.


«Грандиозная погребальная процессия направилась к русской церкви на улице Дарю. Толпы парижан − французов и русских − стояли на всем пути ее следования. Среди присутствовавших на похоронах можно было увидеть писателя И.Г. Эренбурга. У ограды церкви, куда проходили по специальным пропускам, снова толпы людей с обнаженными головами. Несмотря на холодную и дождливую погоду, люди не расходились. Гроб несли сын певца Борис, артисты Иван Мозжухин, Георгий Поземковский, Григорий Хмара, балетмейстер Сергей Лифарь. В могилу был брошен комок родной земли, которую Шаляпин бережно хранил всю жизнь», − так описывает похороны Шаляпина биограф Моисей Янковский. Советский Союз великий певец не любил и запретил хоронить его в новой России.

За свою жизнь Федор Иванович несколько раз терял заработанное состояние. В 1922 году он навсегда покинул новую Россию, бросив все свое имущество. Официальной причиной отъезда на корабле в Германию певец назвал необходимость лечения. Ему не дали вывезти с собой почти никаких вещей, конфисковали багаж и оставили лишь несколько ковров, которые он выдал за театральный реквизит. Не позволили вывезти даже концертные костюмы. Позже Шаляпин был вынужден занять денег у своего импресарио, чтобы купить фрак для выступлений. Символично, что великий певец навсегда покинул Россию на том же корабле, что спустя время станет известен как «философский пароход», на котором в Европу уплыл цвет российской интеллигенции.

За несколько лет до своей кончины, будучи на гастролях в США, Шаляпин оформил завещание на французском языке и заверил его у нотариуса, обеспечив документ многоуровневой защитой, включая гербовые печати, перфорацию и водяные знаки на каждой странице.

В завещании Шаляпин распределил свое имущество между детьми, пятеро из которых родились в первом браке, а трое были внебрачными. Фактически у Шаляпина было две семьи, между собой они не общались, жили в разных городах и странах.

Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. В этом браке у четы Шаляпиных родилось шестеро детей.

Будучи официально женатым, певец завел вторую семью с Марией Петцольд. У них родилось три дочери, но вне законного брака, и поэтому фамилию отца не получили. Официально же его брак с Марией Петцольд был зарегистрирован только 10 ноября 1927 года в одной из русских церквей в Праге.

После смерти певца большая часть его имущества, примерно 30 миллионов франков, перешла к Марии Петцольд. Первую жену Иолу Шаляпин в завещании не упомянул, оставив ее совершенно без средств к существованию. Жила Иола в Москве, но будучи итальянской гражданкой не имела права на пенсию. Сын певца Федор пытался отсудить у Петцольд часть средств в пользу матери, но безуспешно.

Распределение имущества Шаляпина между детьми оказалось трудным делом. Согласно советскому законодательству того времени, все дети являлись наследниками в равной степени. Однако в отношении земельных участков Шаляпина во Франции должно было применяться французское право, по которому дети, рожденные вне брака, не могли быть наследниками ни по закону, ни по завещанию.

Своим младшим дочерям от второго брака Шаляпин оставил имущество в Австрии, Франции, и деньги в лондонском «Барклайс Банке», а детям от первого брака − только часть своей недвижимости во Франции и средства в лондонском банке.

И только после принятия в 1975 году Европейской конвенции о правовом статусе внебрачных детей права тех, кто родился вне брака, были уравнены с правами законнорожденных.

В 2009 году оригинал завещания Шаляпина его дочь Марина Шаляпина-Фредди передала в дар Музею музыкальной культуры имени Глинки.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора