Процесс централизации власти в России, набравший силу в период преодоления феодальной раздробленности, естественным образом достиг своего апогея в установлении полного или абсолютного единовластия. Объяснение, за счет чего цари в России обрели независимость от других сословий и от их представительных органов – в двадцать шестом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Более всего в направлении установления абсолютизма было сделано Иваном IV, который, будучи человеком авторитарного типа, стремился управлять страной лично и как можно менее зависеть от бояр. Далеко не все ему удалось: сохранила свое значение Боярская дума, а всеми государственными делами на местах занимались бояре. 

Периодически созывались Земские соборы, армия представляла собой отряды ополчения, которые приводили бояре и удельные князья. Тот государственный строй обосновано назывался сословно-представительной монархией.

Реформы Ивана IV были чем-то вроде «пробой пера»: создавались центральные ведомства – приказы, формировались части регулярной армии, повышалась роль верного царю служилого сословия. Можно сказать, что в этом деле Иван IV несколько опередил свое время: не все предпосылки для становления абсолютной монархии сложились к тому времени в стране. 

Однако к концу XVII века почва для установления абсолютизма в России была уже в основном готова. Недоставало только той исторической личности, которая по своим качествам была бы адекватной сложившимся вызовам времени. 

И этой личностью явился Петр I, сын Алексея Михайловича – второго царя из дома Романовых. Ему обычно и приписывают все меры по превращению сословно-представительной монархии в абсолютную. Но справедливости ради необходимо упомянуть, что первые шаги в этом направлении, не считая Ивана Грозного, были сделаны его ближайшими предшественниками. 

Так, например, его старший брат царь Федор Алексеевич в 1682 году отменил «местничество», согласно которому все государственные и военные должности в стране занимались боярами исключительно в соответствии с древностью их рода и должностями их предков. А чтобы прекратить споры между боярами по поводу старшинства и знатности фамилий он приказал сжечь все разрядные книги, в которых и содержалась информация о государевой службе бояр с середины XV века.

Чем принципиально отличалась абсолютная монархия от сословно-представительной? Само собой разумеется, и это следует из самого наименования этого этапа в истории государства, что власть здесь принадлежит безраздельно и неограниченно одному человеку. Это единовластие или самодержавие. 

Но для достижения полной независимости царя от представительных органов других сословий у него должны появиться новые опоры вместо Земского Собора и Боярской думы. При Петре I ими становятся разветвленный профессиональный бюрократический государственный аппарат и профессиональная регулярная армия. 

Чиновники и офицеры, главным образом из дворян, выступают надежнейшей опорой монарха и проводниками его власти. Они, что называется, кормятся из рук царя и верно ему служат. Аристократическое боярство отодвигается от кормила власти и теряет свое прежнее значение и влияние.

Так, Петр I все реже участвует в работе Боярской думы, роль которой от этого существенно и неуклонно снижается. Царь явно и демонстративно опирается на приближенных ему людей, которые могли даже не иметь думских чинов. 

Петр вообще перестал жаловать высокородных отпрысков знатных родов боярскими званиями. Вследствие этого Боярская дума совсем перестала получать пополнение и постепенно вымирала за счет естественной убыли ее членов.

Еще в 1697 году, уезжая надолго за границу в составе Великого посольства, Петр I оставил вместо себя у власти не Боярскую думу, а некий неформальный совет при главе Преображенского приказа князе Ромодановском, который не был ни боярином, ни даже окольничим.

Судя по сохранившимся историческим источникам, Боярская дума влачила свое угасающее существование до 1704 года, а позднее этого года о работе Думы сведений в архивах уже нет. Всеми делами ведала так и неоформленная должным образом «Консилия министров». 

И только в 1711 году Боярскую думу уже официально упразднили. Вместо нее был учрежден Сенат. Правительствующий Сенат в первую очередь задумывался как высший исполнительный орган власти на период отсутствия царя. Ему же были приданы и законодательные полномочия. 

Петр I перестал также созывать Земские соборы. Последний Собор состоялся в 1684 году, он должен был утвердить Вечный мир с Польшей, но так как переговоры к этому времени не завершились, то Собор фактически не приступил к работе и всех выборных распустили по домам.

Таким образом, важнейший элемент перехода к абсолютной монархии состоялся: сословно-представительные органы в России перестали существовать.

Упразднение Боярской думы означало завершение целой эпохи значительного влияния феодальной аристократии на государственную власть в России и ее активного участия в отправлении этой власти. На смену боярам пришло служилое сословие – дворяне, в состав которого и влились остатки боярства. Последним человеком, имевшим статус боярина, был князь Иван Трубецкой, умерший 16 января 1750 года.

После отстранения от власти боярства другой важной проблемой в процессе установления подлинного единовластия монарха было решение вопроса о взаимоотношениях светской власти и Русской православной церкви. 

В предыдущих лекциях отмечалось огромное влияние на государственную власть церкви в лице Патриархов Московских и Всея Руси. Патриархи Филарет и Никон даже официально носили титул Великих Государей и выступали как соправители светских монархов. 

Мириться с подобным Петр I, учитывая его личные качества авторитарного руководителя, конечно же не мог. К ликвидации опасного «двоецарствия» вела и вся тенденция к установлению абсолютизма.

Дополнительным мотивом к устранению «двоевластия» явилось и то, что консервативная РПЦ выступила тайным и явным противником многих преобразований Петра I. Поэтому вполне логичными стали меры царя по сокращению веса и влияния этого потенциального центра оппозиции. 

Особенно беспокоила Петра I фигура патриарха, который мог, по его мнению, вырасти в «русского папу» и стать «вторым государем, самодержцу равносильному или большему». 

Не устраивала царя и широкая автономия РПЦ со своей обширной юрисдикцией. Духовенство, считал Петр I, «не есть иное государство», и оно должно подчиняться общим государственным законам.

Поэтому, когда в 1700 году умер Патриарх Адриан, Петр I не допустил избрания нового патриарха, а в 1721 году своим указом упразднил патриаршество и подчинил церковь Святейшему Синоду – государственному органу во главе с Обер-прокурором – светским чиновником, назначаемым императором. Этой мерой и было завершено строительство в России здания абсолютной монархии.

Продолжение читайте на сайте 10 мая