Пресечение правящей династии в истории многих государств обычно вызывало дестабилизацию, борьбу за трон, междоусобные войны. Российское государство не явилось исключением. О попытках захвата власти самозванцами и начале польской интервенции – в двадцатом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


Положение Бориса Годунова во все времена его царствования оставалось шатким именно из-за того, что он получил трон не по праву наследования. Но для смещения царя Бориса у его противников бояр тоже не было достаточных оснований. Правом заменить его на престоле мог обладать только законный представитель рода Рюриковичей, поэтому идея «чудесного спасения» царевича Дмитрия витала в воздухе. И исполнитель этого вызова явился в Польше в 1604 году. 

Крайне удачно самозванец выбрал и место своего появления. В Польше к этому времени вызрели агрессивные экспансионистские планы по поводу России. 

В 1600 году Варшава предложила объединить Россию и Речь Посполитую в одно государство под началом польского короля и с доминированием католичества. Годунов ответил отказом, но самозванец Лжедмитрий был более покладист, он готов был пойти на многое ради того, чтобы поляки поддержали его. 

Лжедмитрий заключил тайные соглашения со своими спонсорами, обещая помочь Речи Посполитой в войне против Швеции. А Смоленск, Псков и Новгород он обещал отдать польскому магнату Мнишеку, с дочерью которого обручился.

Итак, беглый монах Григорий Отрепьев, появившись под именем царевича Дмитрия, был очень кстати для Варшавы. Но на первых порах польские войска не включились непосредственно в авантюру Лжедмитрия, дабы его вторжение в Россию не выглядело иностранной интервенцией. Его снабдили деньгами и разрешили набрать добровольцев для похода на Москву. 

Выступив в конце лета 1604 года, Лжедмитрий потерпел поражение в начале 1605 года, но вдруг оказалось, что простой народ в массе своей поверил в него и оказал всемерную поддержку. И самозванец, получив подкрепление, продолжил движение на Москву. 

23 апреля внезапно в свои 54 года умирает Борис Годунов (по одной из версий его отравили). Царем становится его 16-летний сын Федор. От этого смута только усиливается: многие бояре, дворяне и целые большие отряды правительственных войск переходят на сторону Лжедмитрия. 

Самозванец готовится к торжественному вступлению в столицу. Теперь уже он называет царя Федора «изменником» и ставит условием своего появления в Москве физическое уничтожение Федора. И бояре послушно исполняют его повеление: Федор и его мать были задушены.

20 июня 1605 года Лжедмитрий под звон колоколов и ликование народа въезжает в Кремль. 24 июля рязанский архиепископ Игнатий за то, что он признал самозванца царевичем, был возведён в сан патриарха Московского, а затем патриарх Игнатий и венчал Лжедмитрия на царство. 

Все те, кто поддерживал самозванца, стали ожидать немедленного выполнения щедрых обещаний со стороны человека, которого они возвели на царство. Но по социальному составу эта публика была очень пестрой, здесь были бояре, дворяне, казаки, крестьяне, посадские люди, горожане. И выполнить обещания каждой из социальных групп новый «царь» мог только за счет интересов другого слоя, т.е. многие его обязательства были взаимоисключающими. 

Очень быстро очарование обретенным «законным» царем сменилось гневным разочарованием. Особенно острым раздражителем и для бояр, и для простого народа явилось то, что в числе приближенных к царю преобладали иностранцы и иноверцы. 

Пышная свадьба с Мариной Мнишек, на которую прибыло около 2 тысяч поляков, получивших богатые подарки и устроивших многодневный загул, сопровождавшийся насилием и грабежами, стала детонатором возмущения. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, в ходе которого Лжедмитрий был убит.

Само восстание выглядело стихийным, но его готовили и организовали бояре во главе с Василием Шуйским. Последний якобы заявлял, что самозванец был нужен только для свержения Годуновых, а более он не нужен. 

1 июня 1606 года Василий Иванович Шуйский как знатнейший по родовитости был коронован царем. Однако его положение изначально не было прочным. В таких случаях, когда восхождение на трон кого-либо не выглядело бесспорным, всегда находились и другие претенденты на престол. В списке таковых были князья Василий Голицын и Федор Мстиславский – тоже представители древнейших знатных родов. А митрополит Филарет мечтал о короне для клана Романовых. 

Таким образом, Василия Шуйского воспринимали, в том числе и в простом народе, как ставленника кучки бояр и потому он не заполучил широкой поддержки. В итоге – Смута продолжалась.

Во многом в связи с ослаблением государственной власти происходит крупное восстание во главе с Иваном Болотниковым, вылившееся в настоящую Крестьянскую войну. На пике движения в районах, занятых повстанцами, находилось около 70 городов. 

В октябре 1606 года после ряда побед над правительственными войсками Болотников осадил Москву. Затем, потерпев поражение под Москвой, восставшие засели в Туле. С июня по октябрь 1607 года длилась осада Тулы правительственными войсками.

Но не успел Шуйский справиться с восстанием как еще во время осады Тулы в августе 1607 года явился еще один «царевич Дмитрий», якобы чудом спасшийся в мае 1606 года. Лжедмитрий II 1 мая 1608 года, разгромив под Болховым войска Шуйского, расположился лагерем под Москвой в Тушине. 

Интересно, что «проект» со вторым самозванцем был задуман давно. Уже через неделю после убийства Лжедмитрия I по Москве были разбросаны «подметные письма», в которых «царь Дмитрий» объявлял, что он «ушёл от убийства и сам Бог его от изменников спас».

В Тушине возникло целое параллельное правительство страны, которое было признано на огромной территории. Самозванцу присягнули Псков, Суздаль, Углич, Ростов, Ярославль, Владимир, Кострома, Иван-Город, Великие Луки, Астрахань, Гдов, Орешек, Муром, Арзамас и другие. 

Таким образом, в государстве было два царя, две Боярские Думы, два патриарха и два правительства. Самозванец также чеканил свои деньги, которые по весу были более тяжелыми и потому ценились выше московских. А по югу страны разбойничало еще несколько казацких отрядов тоже во главе с «царевичами». Самозванцев явилось такое огромное множество, что Лжедмитрий II вынужден был казнить семерых своих «племянников». 

А в сентябре 1609 года польский король Сигизмунд III вторгся в Россию и осадил Смоленск. 24 июня 1610 года в сражении под Клушино войска Шуйского потерпели поражение от поляков. Это привело к окончательному падению авторитета Шуйского. 

В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола и власть перешла к группе бояр во главе с князем Мстиславским. Это правительство вошло в историю как «Семибоярщина».

Бояре, стремясь покончить со смутой, решили избрать такого царя, которого бы признало большинство. Но большинство, как все убедились, никак не признавало «неприродных» царей (Годунова, Шуйского) и потому шло за самозванцами. И шло за ними только по одной причине – они, якобы, были законными царями. Следовательно, происхождение из царского рода было приоритетным из всех других качеств. 

Но в арсенале у бояр не было отечественного «природного» царя. И тогда, учитывая такой приоритет в менталитете и общественном правовом сознании, бояре решили избрать царем человека совершенно определенно царских кровей, правда не русского. 

Бояре подписали договор с поляками, согласно которому русским царем становился сын польского короля Сигизмунда III Владислав. Войска польского гетмана Жолкевского вошли в Кремль.

Это был пик Великой Смуты. Фактически государственность России была утрачена и правящие классы смирились с этим. Но свое слово еще не сказал народ.

Продолжение читайте на сайте 28 марта