Верховный суд РФ вступился за спортивных чиновников, оштрафованных за присутствие зрителей на матче Первенства России по футболу среди команд Футбольной национальной лиги в период пандемии: несправедливо возлагать ответственность на регионы за мероприятия федерального уровня из календарного плана Министерства спорта.


Суть дела 

Верховный суд РФ рассмотрел жалобу защиты Управления физической культуры и спорта Липецкой области, которое оштрафовали на 100 тысяч рублей за присутствие зрителей на трибунах во время матча «Металлург» (Липецк) − «Ротор» (Волгоград). Чиновников признали виновными по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ − нарушение правил введённого во время пандемии коронавируса карантина.

Согласно материалам дела, распоряжением администрации Липецкой области от 10 марта 2020 года на территории региона введен режим повышенной готовности, а 22 мая вышло постановление Главного государственного санитарного врача о «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым для «разрыва» механизма передачи инфекции среди прочего рекомендованы ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Почти через год местный Роспотребнадзор обязал региональное Управление физической культуры и спорта исключить участие зрителей при проведении всех спортивных мероприятий с 4 августа 2021 года. 

Между тем 8 августа 2021 года в 16 часов на матч по футболу сезона 2021−2022 годов между ФК «Металлург» Липецк и ФК «Ротор» Волгоград на стадионе «Металлург» допущены зрители − как жители Липецка и Липецкой области, так и гости из других регионов России.

В связи с этим местное спортивное ведомство и было признано виновным в совершении правонарушения. 

Позиция ВС 

Принятые по делу судебные акты законными признать нельзя, указывает ВС.

На всех стадиях производства по делу с момента его возбуждения защитник Управления физической культуры и спорта Липецкой области последовательно пояснял, что ведомство не могло исполнить предписание о недопуске зрителей, поскольку матч проходил в рамках Первенства России по футболу среди команд Футбольной национальной лиги и за него ответственность несёт Министерство спорта, а не региональные власти.

Действительно, общие вопросы физической культуры и спорта отнесены пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако их полномочия законодательно разграничены, напоминает высшая инстанция. 

При этом организация и проведение межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных и физкультурных мероприятий относится к полномочиям Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ), а их единый календарный план утверждается до начала соответствующего календарного года уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, приходит к выводу ВС, не получили должной оценки доводы защитника, что спортивное мероприятие проведено на основании Единого календарного плана на 2021 год, утвержденного приказом Министерства спорта в рамках всероссийских соревнований Футбольной национальной лиги. 

«Предписание уполномоченного органа должно отвечать критериям исполнимости, то есть предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено; предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона», − отмечает высшая инстанция. 

ВС обращает внимание, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, только если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Однако в данном деле судьи не получили доказательств наличия у Управления физической культуры и спорта Липецкой области возможности закрытия матча от зрителей.

Поскольку все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, а в данном деле невозможно сделать безусловный вывод о виновности Управления физической культуры и спорта Липецкой области, то и принятые по делу судебные акты законными признать нельзя, пришёл к выводу ВС.

В связи с чем высшая инстанция постановила отменить состоявшиеся суде ныне акты, а производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств.