Как управлялось Московское государство на момент вступления на престол Ивана IV и какие реформы «Грозного» привели к ликвидации большей части явлений периода феодальной раздробленности рассказывает в шестнадцатом материале тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


В 1547 году на трон Русского московского государства впервые с титулом «царя» венчался сын Василия III Иван IV, позднее прозванный «Грозным». Венчание проводил митрополит Макарий, символизируя идею о том, что царь получает власть от Бога, что он – помазанник Божий.

К тому времени усилиями Ивана III Русь утверждается как наследница погибшей Византии. Иван III для этого женился на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора и перенял государственный герб Византии в качестве герба Московского государства. А Иван IV во время приема иностранных послов восседал на троне, подаренном императором Константином XI, подчеркивая тем самым преемственность власти московских царей от византийских императоров.

Ивану IV досталась уже объединенная Русь. Это про нее писал Карл Маркс, подводя итоги царствования Ивана III: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита».

Однако, как уже отмечалось, единое государство не сразу становится и централизованным. Под централизацией мы понимаем учреждение центральных ведомств в столице и наличие подчиненных им органов на местах. Такая система позволяет монарху директивно управлять всеми структурами власти и делами во всех частях страны.

Московское государство на момент вступления на престол Ивана IV управлялось номинально монархом, и на местах действовали назначенные великим князем наместники, но в основном Московское государство управлялось посредством бояр, которые оставались владыками на своих территориях. Да и наместниками тоже назначались бояре. 

Сложилось таким образом настоящее диалектическое противоречие: с одной стороны, царь, во имя создания жестко централизованной власти, боролся с боярской автономией и их самоуправством, а с другой – во всех вопросах управления страной действовал через бояр на местах и опирался в центре на Боярскую думу. И во время большой войны он рассчитывал на отряды бояр, составлявшие его армию. 

Вот поэтому реформы Ивана IV выглядели такими порой противоречивыми и «грозными». Он боролся против бояр, но в то же время не мог обойтись без них в деле управления государством. Своего государственного аппарата, своей «вертикали власти» у него не было.

Заменить бояр как управленцев и как военную силу – в этом состояла задача реформ по централизации власти. И Иван IV решает эту задачу путем создания приказов и формирования регулярной армии. 

Первые из приказов появились еще до Ивана IV – так назывались центральные ведомственные учреждения, прообразы будущих министерств. Они создавались как по отраслевому принципу, так и по территориальному признаку. Были образованы Финансовый приказ Большого прихода, Земский приказ, Печатный, Полоняничный, Посольский, Разрядный, Стрелецкий, Холопий, Челобитный, Ямской и др.

Вытесняя бояр из властных структур Иван IV в ходе земской реформы вообще ликвидирует институт наместничества и заменяет наместников выборными земскими органами. Соответственно отменяется и «кормление». 

«Кормление» - это такой порядок содержания наместников и волостелей, при котором население обязывалось содержать назначенцев великого князя в течение всего периода их службы. Бесконтрольное положение бояр-наместников порождало произвол и злоупотребления при определении размера «корма», собираемого с местного населения.

Вместо бояр наместников и волостелей население получило право избирать в органы управления своих представителей из дворян, посадских людей и черносошных (государственных) крестьян. 

Появились выборные должности: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские старосты, выборные старосты, излюбленные, выборные судьи. Эти люди и становились опорой царя, создающего централизованное государство, путем формирования государственного аппарата. 

Бояре, понимая цель и смысл происходящего, негодовали. Князь Курбский с раздражением писал: что новых государственных служащих царь «избирает не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства...». Другой противник реформ пишет про Ивана IV: ««Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».

Чтобы не зависеть от бояр в военном деле Иван IV, кроме увеличения численности служилых людей – дворян, создал новый вид уже постоянного русского войска. В 1550 году был сформирован отряд стрельцов в 3 тысячи человек. Их разместили вблизи Москвы, наделив участками земли. 

Стрельцов набирали из вольных людей: «не тяглых, и не пашенных, и не крепостных», а «молодых и резвых и из самопалов стрелять гораздых». Денежное содержание стрельцов составляло 4 рубля в год и, кроме этого, они могли в свободное от службы время заниматься ремеслами и торговлей.

Позднее и в других городах появились стрелецкие полки. Участок земли, как и обязанность служить государю, передавались по наследству. 

В 1555 — 1556 годах было принято Уложение о службе, которым были отменены особые привилегированные условия военной службы бояр. Теперь они уже не могли уклоняться от службы в царском войске и были приравнены в этом отношении к дворянам. 

По Уложению каждый землевладелец, независимо – боярин он или дворянин, должен был выставлять с каждых 150 десятин своей земли (вотчины или поместья) одного вооруженного конного воина. Неявка на войну или на сборы – «смотры» – влекла за собой отобрание всей земли в казну, в т.ч. и бояре могли потерять свои вотчины, которые до этого были в наследуемой собственности конкретного боярского рода.

Таким образом, реформы Ивана IV в государственном устройстве и в военной сфере существенно изменили облик русского государства. Конечно, эти реформы и их результаты были далеки от совершенства. И полностью завершить процесс создания централизованного государства с мощным разветвленным государственным аппаратом и по-настоящему профессиональной регулярной армией удастся уже только Петру I. Но значительные первые шаги в этом направлении были сделаны именно Иваном IV. 

Его реформы были принципиальными и, можно сказать, прорывными. Все его преобразования привели к ликвидации самых основных и самых негативных явлений и пережитков периода феодальной раздробленности. Теперь мы можем говорить не только о едином, но и о едином централизованном Русском государстве.

Продолжение читайте на сайте 28 февраля