Об особенностях двух видов зависимости русских княжеств от Орды – даннической и вассальной – а также методах управления и контроля над захваченными территориями рассказывается в десятом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


Феодальная раздробленность влекла за собой разъединение сил русских княжеств в борьбе против внешних угроз. Каждое княжество в отдельности не могло успешно противостоять нашествию со стороны крупных и мощных государств. Поэтому естественным следствием раздробления единой Руси явилась утрата независимости создавшихся мелких государственных образований.

Хан-Батый – наследник Чингисхана (основателя империи монголов) в 1237-1241 г. захватил русские земли. К 1250 г. власть монголов была распространена на все русские княжества (за исключением полоцко-минских и новгородско-псковских земель). Золотая Орда или улус Джучи была в составе огромной монгольской империи до 1269 года, а затем обрела самостоятельность. В низовьях Волги – недалеко от Астрахани – была построена столица Золотой Орды.                

Русские княжества в буквальном смысле в состав Золотой Орды не входили. На их территории не находились монгольские гарнизоны. Княжества управлялись своими князьями, опиравшимися на русское законодательство. В чем же тогда заключалась зависимость русских земель от Орды?

В первую очередь – это данническая зависимость. Все русские земли были обложены данью, сбором которой вначале занимались уполномоченные хана, а затем это стало правом и обязанностью русских князей.  Размер дани устанавливался объемом в 10% от стоимости имущества хозяйства. Вводились и некоторые другие поборы и повинности.

Вторую форму зависимости можно назвать вассальной: все князья обязаны были получить мандат на владение своими землями из рук хана. Это документ назывался ярлыком. В большинстве случаев это выглядело формальностью, так как престолонаследие велось согласно русским обычаям и законам, но тем не менее только наличие ярлыка давало право на княжение. К тому же в отдельных случаях хан мог вмешаться в процесс и порядок престолонаследия.

Одним из следствий ордынского владычества явилось заметное изменение соотношений светской и духовной властей на Руси. Дело в том, что основатель монгольской империи Чингисхан в своей Великой Ясе – своде законов и наставлений преемникам – заповедал всем монголам проведение политики веротерпимости на захваченных землях. И это было мудрое решение, позволявшее удерживать под своей властью огромные территории с разными верованиями. 

На Руси монголы также проявили себя довольно толерантными к православной церкви. Объясняется это и тем, что до 1320 года они еще не приняли ислам и были язычниками, причем совсем не фанатичными в своей вере. Иначе говоря, благодаря идеям Чингисхана, монголам удавалось избегать превращения своих захватнических войн в войны религиозные, что значительно бы увеличило сопротивление им.

Так, Русской православной церкви золотоордынцы предоставили большие льготы и наделили ее особыми правами. Церкви и монастыри полностью освобождались от дани и других всевозможных поборов и повинностей. Особенно монголам импонировало в православии положение о том, что «нет власти, кроме как от Бога», которое призывало население к покорности любым властям. 

И РПЦ использовала свое привилегированное положение, чрезвычайно расширив свои земельные владения. Это были и дарения, и покупки, и переход земли по завещаниям бояр и дворян. Практиковалось и произвольное замежевание крестьянских угодий в пределы церковных владений. 

Такой бурный рост церковного землевладения объяснялся тем, что, оказавшись в собственности храмов, эти земли выводились из-под обложения в пользу ханов. Так, если в первое столетие периода монгольского нашествия было основано тридцать монастырей, то во второе – в пять раз больше. Люди охотно шли в монахи, они ведь тоже освобождались от всех ханских повинностей и поборов. К концу ордынского владычества РПЦ владела третью всех пахотных земель на Руси. Это был крупнейший феодал в государстве.

Кроме прироста экономического могущества, церковь существенно прибавила в своем политическом весе. Митрополиты были более независимы от хана, чем князья, которые могли порой подвергаться репрессиям со стороны Орды. Поэтому мнение главы РПЦ часто было весомее, чем слова князя. Именно к митрополиту обращались князья в случае споров и конфликтов между ними. И он вершил в таких случаях неоспоримый суд. Простые миряне также шли с жалобами на своих господ к священникам. Таким образом, на какое-то время духовная власть стала преобладать над светской. 

Переход сбора дани в руки русских князей подвел монголов к естественной идее организационного порядка. Княжеств же было множество, поэтому и потребовался кто-то, кто бы осуществлял функции старшего из князей и отвечал за сбор «выхода» со всех территорий. Так был учрежден пост и титул «великого князя». 

В 1243 году хан назначил на эту должность владимирского князя Ярослава Всеволодовича. В дальнейшем это звание мог получить любой князь, заслуживший доверие хана. И каждый новый великий князь в добавок к своему родному княжеству получал на время исполнения этих обязанностей Владимирское княжество.

На великое княжение хан также выдавал ярлык. И за этот ярлык среди русских князей развернулась острейшая конкурентная борьба, хотя должность эта была «расстрельной»: на великого князя часто писали доносы в Орду. 

Темой доносов, как правило, было одно: великий князь, мол, утаивает от хана часть собранной дани и присваивает ее. Хан в таких случаях обычно никакого расследования не проводил, а вызывал в Орду великого князя и казнил его. Очень часто после этого ярлык на великое княжение передавался доносчику, который мог быть и братом, и сыном казненного. Это стимулировало следующих доносчиков. И вся эта история повторялась снова и многократно.

Негативным следствием этой конкурентной борьбы явилось то, что каждый новый великий князь обещал хану не утаивать дань, т.е. платить намного больше, чем предшественник. Хана это устраивало, и вся эта братоубийственная конкуренция приводила к постоянному росту поборов с населения.  

Таким образом, объясняя причину длительности ордынского владычества на Руси, кроме факта раздробленности прежде единого государства на множество мелких и мельчайших территориальных образований, следует назвать и фактор изощренной политики монгольских ханов. 

К моменту похода на Русь монголы уже имели огромный опыт покорения разных народов и стран. Ими был захвачен могущественный Китай, много государств в Центральной Азии и т.д. Следуя заветам Чингисхана, монголы и на Руси смогли разобщить княжеское сословие, посеять среди князей раздоры и борьбу за ярлыки. С одной стороны, каждый князь имел значительную автономию, которой он дорожил, с другой – все они по большому счету контролировались Ордой. 

Надо упомянуть и чисто иезуитский прием удержания в покорности князей: получая ярлык на княжение каждый князь оставлял в Орде своих детей и близких родственников в качестве заложников. Система доносов, при которой поощрялись активные помощники хана и преследовались строптивцы, мешала объединению сил патриотически настроенных князей. Церковь вообще была «выключена» из возможного национально-освободительного движения. Но всё это работало до поры, до времени.

Продолжение читайте на сайте 17 января