Авиасообщение позволяет оторванным от центральной России районам жить полноценно: пилоты маленьких самолётов и вертолётов приземляются на импровизированные взлётные полосы и лесные опушки, чтобы доставить лекарства и товары жизненной необходимости. Перед взлётом в таких условиях необходимо получить диспетчерский контроль и метеосводку, а в случае отсутствия связи и диспетчера — выполнять маневры, полагаясь только на глаза и приборы. 

Верховный суд РФ в четверг отказал в иске центра метеорологического обслуживания авиации, который пытался доказать необходимость брать с пилотов, работающих в глухой провинции, плату за метеосводку.


Взлет с опушки леса 

Административный истец ФГБУ "Авиаметтелком Росгидромета", ответственное за правдивость погодных данных, считает, что в текущем регулировании существует правовая лакуна. В оспариваемом приказе Минтранса №241 перечислены правила формирования тарифов и сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов, которые запрещают брать плату за прогноз погоды при отсутствии диспетчера.

По закону, аэронавигационный сбор состоит из двух частей: платы за работу диспетчера и платы за метеоданные − отсюда и положение, не предусматривающее плату за что-то одно, при отсутствии второй составляющей. 

"Уважаемый суд, бывают ситуации, когда пользователь может не пользоваться диспетчерским обслуживанием, например, взлетая с опушки леса. Но метеоинформация в любом случае должна находиться на борту − отдельный "метеосбор" не взимается и информацию о погоде приходится предоставлять безвозмездно", — говорил представитель истца Дмитрий Степин. 

Он уверяет, что речь о больших деньгах за взлёт-посадку не идёт: маленькие воздушные суда платят не больше 2 тысяч рублей за один полёт. Обычно такая информация передается на предполётном брифинге, но если его нет — пилот просто вбивает свой логин и пароль в интернет-сервис и через GAMET (зональный прогноз погоды по району − прим. ред.) бесплатно узнаёт актуальные данные о погоде. 

Такая практика закону не противоречит, но Минтранс должен урегулировать этот вопрос, считают в ФГБУ "Авиаметтелком Росгидромета". По словам их представителя, ожидается, что через год данная услуга станет государственной и её регулирование будет уже совершенно другим. Экономическая ситуация в Метеотелекоме подталкивает их к подобным искам и определенной прижимистости, даже если речь идёт о небольших доходах.

Ситуацию это не изменит

Количество полётов упало за последний год, указывает представитель Минтранса Дмитрий Коновалов в ходе судебного заседания, отдельно отмечая сокращение полётов и малой авиации. Экономическая ситуация в отрасли также оставляет желать лучшего, но при этом выплаты за аэронавигационный сбор остаются на уровне.

Министерство считает нулевую плату за метеоданные при взлёте и посадке в отдаленных регионах не правовой лакуной, а положением, не допускающим неосновательного обогащения. Если нет диспетчера — мобильной связи чаще всего в таком месте тоже нет и не ясно, за что с авиации хотят брать деньги. 

"Также стоит отметить, что ФАС устанавливает ставки сборов и, поэтому общий доход вашей организации никак не изменится. Раньше этим занималось правительство, и величина напрямую от количества взлётов и посадок не зависит", — указал Коновалов.

Минюст в своей позиции не стал напрямую отвечать на вопрос о том, согласен ли он с требованиями истца, но уточнил, что готов рассмотреть изменения в законе, если суд сочтет их необходимыми. Прокурор посчитал, что требование истца удовлетворять нельзя. 

"В административном исковом заявлении отказать. Обжаловать решение можно в установленные законом сроки", — сказал судья.