В последние годы спрос на получение дополнительных знаний среди россиян заметно увеличился, что обусловлено изменчивостью современного мира и быстрым устареванием любой информации. Однако удовлетворить этот запрос не так просто, ведь современные технологии способствуют размытию понятия «экспертность», делая востребованным даже фейковый контент. 

В этой связи предоставление достоверной информации для молодежи – одна из ключевых задач России. О том, что именно делает государство для достижения этой цели, почему просвещение стало новым критерием социальной ответственности и как именно бизнес может формировать качественный контент, – в материале РАПСИ.


Прошло почти десять месяцев с момента, когда в России вступил в силу закон о регулировании просветительской деятельности. Такое название получили поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», подписанные президентом страны Владимиром Путиным в апреле 2021 года. 

Благодаря изменениям в букве закона появилось определение просветительской деятельности: «осуществляемой вне рамок образовательных программ деятельности, направленной на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовного, нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей». Кроме того, документ наделил правительство РФ полномочиями по определению порядка и формы просветительской деятельности.

И хотя часть поправок стала предметом активной дискуссии между учеными, преподавателями, правозащитниками, законотворцами, юристами и волонтерами ввиду возможных осложнений по работе с зарубежными специалистами, другая часть, по сути, обозначила просвещение как одну из важных сфер деятельности, требующей определенных компетенций. 

Тот факт, что государство видит колоссальный запрос населения на получение дополнительной информации и уделяет ему большое внимание, проиллюстрировала и перезагрузка Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе. Новые форматы просветительских мероприятий продемонстрировали, что сейчас молодым поколениям интересно не просто слушать, но видеть в качестве лекторов настоящих практиков и общаться с ними на равных.


Председатель Наблюдательного совета Российского общества «Знание», первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко: 

«Для молодых людей интересна возможность не просто послушать монолог значимого эксперта, а вступить с ним в диалог. Они хотят задавать вопросы и сами выбирают темы, которые им интересны».


Таким образом сформировался новый тренд в сфере просвещения: знаниями делятся не столько опытные преподаватели, сколько профессионалы своей отрасли. Для российского бизнеса это, по сути, означает появление нового критерия социальной ответственности. 

Сектор знаний

В последнее десятилетие устойчивое развитие превратилось из абстрактного стремления в стратегический ориентир при развитии бизнеса. А в основе любой формы устойчивости, как известно, лежит ответственность, причем ответственность не только в принятии корпоративных решений, но и в учете потребностей широких слоев населения. 

Согласно сайту Всероссийской переписи населения, количество молодежи в стране (люди в возрасте от 14 до 35 лет) превысила 39 миллионов человек в 2021 году. Именно этот пласт россиян представляет собой драйвер развития основных секторов экономики: заинтересованность молодых людей в одних профессиях определяет вектор развития рынка труда, популярность отдельных товаров – рынок потребления, а ценностные ориентиры – имидж компаний. 

Пониманием этих перспектив обусловлена активизация крупного бизнеса в части ведения молодежной политики: специализированные классы в средних общеобразовательных учреждениях (Роснефть-классы, РЖД-классы), профильные кафедры в высших учебных заведения (Роснефть, РЖД, СИБУР, Газпромнефть, Роскосмос), программы стажировок (Яндекс, СБЕР), экскурсии и интерактивные профориентационные программы (РЖД, Яндекс). 

И хотя залогом такой поэтапной работы с молодежью является формирование кадрового потенциала, столь долгосрочный путь профессионального развития подходит отнюдь не всем. Ведь еще в 2019 г. стало ясно, что более 70% российских школьников «неосознанно некомпетентны», то есть не представляют, в какой сфере они хотели бы развиваться в дальнейшем. 

Если рассматривать такие результаты не как явление, а как характерную особенность новых поколений, становится очевидно, что неотъемлемой чертой молодежной политики должно стать вовлечение потенциальных соискателей в профессию. А с учетом нововведений в букве закона эффективным инструментом представляется именно просветительская деятельность. 

Данная стратегия позволит бизнесу, во-первых, удовлетворить ранее обозначенный запрос на диалог молодежи с экспертами, которые уже работают в компаниях и обладают желанием делиться своими знаниями, а во-вторых, заинтересовать юную аудиторию в дальнейшем развитии в одной конкретной области и получении профильного образования. 

Наглядным примером того, как просвещение может стать частью молодежной политики, является опыт «Роснефти». В середине января нефтяная компания совместно с «Иннопрактикой» и МГУ имени М.В. Ломоносова запустила онлайн-проект «Открытые лекции». Он позволит всем желающим абсолютно бесплатно послушать выступления ведущих геологов, биологов, геохимиков, гидрометеорологов и других ученых страны, понять целостность экосистемы, расширить представления об экологии и роли микроорганизмов в жизни человека, а также познакомиться с последними исследованиями в северных морях. 

«В рамках лекториума эксперты расскажут о научных проектах «Роснефти», которые реализуются, в том числе, совместно с «Иннопрактикой». Один из проектов посвящен построению достоверной геологической модели российской Арктики. В ходе научно-исследовательских экспедиций последних двух лет, в Карском море и море Лаптевых пробурены стратиграфические скважины – первые в истории изучения российского континентального шельфа. Добытые образцы пород, слагающих осадочный бассейн, сегодня детально исследуют специалисты Геологического факультета МГУ. Кроме этого, ученые расскажут об опыте создания экологических атласов морей России, а также о разработке эффективного биопрепарата для очистки северных морей от углеводородных загрязнений. В 2021 году этот проект получил премию Международного конкурса научных разработок», – следует из сообщения на сайте компании. 

Необходимо отметить, что данный просветительский проект, отвечающий запросам современной молодежи, далеко не первый в практике компании. Так, в сентябре 2020 года при поддержке «Роснефти» был подготовлен цикл из 22 онлайн-лекций по биологии Черного и Азовского морей. Он основан на материалах экологического атласа «Чёрного и Азовского морей», который «Роснефть» опубликовала совместно с «Иннопрактикой».


Научный руководитель серии экологических атласов морей России, основной лектор курса, заведующий лабораторией прибрежных донных сообществ Института океанологии им. П.П. Ширшова Вадим Мокиевский: 

«Курс является продолжением работы по созданию атласов. Он построен на рассказах людей, непосредственно занятых изучением конкретного водоёма. Наша работа – это не только изучение нового, но и систематизация знаний. По каждому морю у нас есть целые полки, заставленные изданиями. Атлас и цикл лекций – это путеводитель для широкой публики, который позволяет кратко узнать о самом важном».


Данные инициативы демонстрируют, что просветительская работа с молодежью может стать логичным итогом любого проекта компании. Особенно полезным этот пример может оказаться для российского ТЭК, который в настоящее время активно вовлечен в экологическую повестку – тему, которая, согласно исследованию РАН, больше всего волнует, к примеру, поколение Z. 

Кроме того, в конце 2021 года «Роснефть» приняла участие в крупнейшем просветительском проекте в области популяризации науки Фестивале Науки Nauka 0+, организованном Министерством науки и высшего образования РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Правительства г. Москвы и Российской академии наук. 

На основании более тридцати экспедиций в заполярные регионы «Роснефть» изучила ледовую обстановку, метеоусловия, геологическое строение почв, а также представителей животного мира, которые являются биоиндикаторами состояния окружающей среды. Компания организовала самые масштабные исследования Крайнего Севера с советских времен. 

Исследовательская деятельность «Роснефти» в Арктическом регионе имеет не только научные и просветительские, но и прикладные результаты. В частности, совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика» «Роснефть» реализовала проект по разработке микробного препарата для очистки северных морей от углеводородных загрязнений. Эта инновация получила диплом лауреата первой премии Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение континентального шельфа.

Таким образом, опыт «Роснефти» доказывает, что формирование образовательного контента от экспертов компании – это та работа, которая не только соответствует новым ожиданиям государства по формированию качественного контента для молодежи в сети, но и способствует повышению имиджа любой организации как социально ответственного представителя бизнеса. В результате, просветительская деятельность не только формирует здоровую социальную среду, но и способствует внедрению передовых технологий и инноваций, в том числе благодаря привлечению перспективной молодежи, посещавшей программы компании. Все это обеспечивает «Роснефти» устойчивое технологическое превосходство, а России – существенные гарантии стабильного развития.