МОСКВА, 7 мая - РАПСИ. Предполагаемые пираты, задержанные на российском танкере "Московский университет", и отпущенные на свободу, смогли избежать привлечения к ответственности из-за того, что недостаточно оперативно сработала система российского правосудия, считает специалист в области международного морского права, доктор юридических наук, судья Международного Трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин.
Танкер под либерийским флагом, на борту которого находились 23 российских моряка, был захвачен в среду утром в восточной части Аденского залива. Судно, которое перевозит 86 тысяч тонн нефти, следовало из района Красного моря в Китай. В четверг утром танкер освободили российские военные моряки с большого противолодочного корабля (БПК) "Маршал Шапошников". При этом россияне не пострадали, десять пиратов были задержаны и один убит.
"Может быть еще такое обстоятельство, что нет не международно-правового основания (для привлечения к ответственности), а правового, в том смысле, что мы должны в течение 48 часов получить (от российского суда) подтверждение о правомерности задержания. Наверное, не успевали это сделать. Потому что нужен адвокат, переводчик, это все осложняет такие обстоятельства", - пояснил РИА Новости профессор Колодкин.
Он также добавил, что поскольку пиратство - такое преступление, которое совершается в открытом море, "любой военный корабль под любым флагом, если имеет достаточно оснований подозревать, что судно занимается пиратством, имеет право арестовать судно, арестовать пиратов и их имущество".
"Так гласит 105 статья конвенции ООН по морскому праву 1982 года", - уточнил собеседник агентства.
При этом он отметил, что государство обладает суверенитетом, и поэтому само может решать, преследовать пиратов или нет.
"Есть еще 101 статья, которая призывает сотрудничать в борьбе с пиратами, но это не значит, что, если пиратское действие совершено в отношении моего судна, я обязан помогать. Я не обязан - могу отпустить или передать другому государству", - сказал Колодкин.
Эксперт отметил, что уникальность пиратства состоит в том, что по данному преступлению "осуществляется универсальная юрисдикция".
"Это значит, что никакого отношения к гражданству не имеется, юрисдикция осуществляется в отношении любого судна, захваченного пиратами и пиратского судна, не зависимо от того, гражданами какой страны они (пираты) являются", - пояснил Колодкин.
По сообщению управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, решение отпустить пиратов на одном из малоразмерных судов, на котором они атаковали танкер, было принято "ввиду отсутствия соответствующей международной правовой базы по привлечению к ответственности пиратов, а также в связи с невозможностью установить их гражданство".