Лучшим фильмом года по версии национальной премии «Ника» были признаны «Стиляги» Валерия Тодоровского. Случилось это 3 апреля. А днем раньше министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, обнародовав остро критические экспертные мнения о программе телеканала ТНТ «Дом-2», дал понять, что считает целесообразной такую меру воздействия как закрытие передачи. В последующие дни к «Дому-2» обратились еще два высоких руководителя, духовный и светский. «Я считаю, что этот проект должен быть закрыт», - категорически заявил новый председатель Отдела внешних церковных связей епископ Волоколамский Илларион. Министр образования Андрей Фурсенко деликатно выразил надежду, что проект сам «сойдет на нет».
Что общего между признанием «Стиляг» и осуждением «Дома-2»? В обоих случаях речь идет о вечной, хотя и решаемой в разных обществах по-разному проблеме: Что есть границы социальной и моральной нормы? Как и кому определять отступления от них? Какие санкции должны следовать в случае «отступления»?
Вытягивая социальный смысл из мюзикла Валерия Тодоровского, я бы не спешил называть его радостным гимном свободе и разнообразию. Стиляги в изображении В. Тодоровского со своими гротескными коками, попугайскими нарядами и странными танцевальными телодвижениями выглядят дебилами. Зритель невольно проникается пониманием, почему они вызывали такое неприятие у тогдашней идейной молодежи.
Неоднозначно воспринимается и концовка картины: главный герой, стиляга Мэлс, встречается с другом, когда-то обратившим его в стиляжью веру. Тот уже не стиляга, одет элегантно и работает дипломатом. «В Америке стиляг нет, - говорит он. – Таких как мы там забирают в психушку». «Но ведь мы-то есть!», - восклицает Мэлс. А следующий кадр переносит нас в современность: под предводительством Мэлса все пространство от московской мэрии до Красной площади заполняют разномастные толпы стиляг наших дней - для кого раскрепощенной молодежи, для кого кандидатов в психушку -, скандирующие: «Шаляй-Валяй!».
Как хотите к этому, так и относитесь, но никакие преследования ничего не остановили, - как бы говорит нам В.Тодоровский.
«Дом-2» - это те же стиляги. Давайте подходить к этому проекту с позиций презумпции виновности, т.е. считать, что он аморален, развращает и т.п. Посмотрим, что можно сделать, чтобы от него избавиться.
«Самый простой способ закрыть шоу, - говорит известный адвокат и соавтор действующего закона о СМИ Владимир Энтин, - это направить заявление в прокуратуру с просьбой проверить «Дом-2» на предмет наличия в нем порнографии, приостановив его демонстрацию до завершения расследования». Каким бы ни был результат, проект за время расследования прекратит существование, - предрекает он.
Пойти этим простым путем, однако, до сих пор никто не решился, хотя первые обвинения в аморальности прозвучали еще в 2005 году. Почему? Боятся шума в прессе.
Позиции прессы также вполне противоречивы. Среди лидеров медиа сообщества я не встречал ни одного, кто одобрял бы «Дом-2»; о целесообразности же закрытия говорят более чем осторожно. И это тоже понятно: опасаются прецедента – сегодня закроют проект ТНТ, завтра милиционеры и святые отцы придут за тобой. В общем, классика споров о цензуре: без нее плохо, с ней еще хуже.
Действенным способом спасения нравственности молодого поколения от «Дома-2» мог бы стать звонок из Кремля в «Газпром», хозяину ТНТ. Но такого звонка точно не последует, ибо нынешний Кремль ориентируется на молодежь и не захочет ссориться с людьми в возрасте от 16 до 34 лет, главной аудиторией реалити-шоу.
В результате получается, что и сделать ничего с «Домом-2» не получается, и от реального кризиса нашего телевидения внимание отвлечено. А это и творческие проблемы, заключающиеся в том, что отечественные телевизионщики почти перестали придумывать свое, а живут за счет вышивания русской гладью по заемным форматам. И проблемы структурные: отсутствие закона о телерадиовещании, каковые существуют во всех демократических странах мира; отсутствие альтернативного коммерческому общественного ТВ, отсутствие действенного саморегулирования в медиа.
Впрочем, относительно последнего, коль скоро уж свет настолько сошелся клином на «Доме-2», у меня есть конкретное предложение. Пусть в порядке эксперимента противники передачи и руководство ТНТ прибегнут к арбитражу Валерия Тодоровского, своими «Стилягами» доказавшего способность объективно разбираться в аналогичных конфликтах. Вот пусть как он скажет: снять ли шоу с эфира, перенести ли его на другое время, оставить, как есть, - так и будет.
По крайней мере, пока мы не совершим некоего действия, которое, защищая нравственность, не отдавало бы цензурой, все наши споры по поводу «Дома-2» будут оставаться на уровне безысходных стишков: «У попа была собака».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции