МОСКВА, 30 мая — РАПСИ, Кирилл Рябчиков. Telegram, являющийся организатором распространения информации в сети Интернет, был обязан предусмотреть техническую возможность предоставления в ФСБ информации, необходимой для декодирования сообщений пользователей, следует из мотивированного решения Таганского суда Москвы о блокировке мессенджера.
В документе говорится, что заявление Telegram о невозможности исполнения предусмотренной законодательством обязанности по техническим причинам не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Роскомнадзора. В связи с этим Telegram должен был представить в ФСБ ключи декодирования сообщений пользователей.
Кроме того, суд ссылается на то, что Telegram не предоставил сведений, подтверждающих невозможность исполнения обязанностей по предоставлению информации, необходимой для декодирования сообщений.
Таганский суд Москвы в апреле удовлетворил иск Роскомнадзора о прекращении создания технических условий для передачи и приема сообщений в Telegram до исполнения мессенджером обязанности по передаче ключей шифрования. Решение суда подлежит немедленному исполнению, следует из мотивировочной части.
Причиной обращения Роскомнадзора в суд стал отказ Telegram передать ФСБ ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей. В конце марта ведомство предоставило мессенджеру 15 дней для выдачи всех необходимых данных, однако запрашиваемые сведения так и не были получены.
Ранее решением мирового судьи Мещанского района Москвы мессенджер был оштрафован на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ информацию о декодировании сообщений некоторых пользователей. Впоследствии постановление было обжаловано представителями компании в Европейском суде по правам человека.
Кроме того, Telegram обращался в Верховный суд (ВС) РФ с административным иском о признании недействующим приказа ФСБ, регламентирующего процедуру предоставления ведомству информации о декодировании электронных сообщений. Однако ВС отклонил требования мессенджера. Таким образом, суд подтвердил право спецслужбы запрашивать у организаторов распространения информации в сети Интернет данные для расшифровки сообщений пользователей. Решение не вступило в законную силу.
В конце марта ФСБ дополнила оспариваемый мессенджером приказ: теперь в нем указан срок предоставления информации и порядок направления запроса. Согласно обновленной версии документа, организатор распространения информации в сети Интернет обязан предоставить ФСБ запрашиваемые сведения о декодировании сообщений не позднее 10 суток со дня получения соответствующего запроса.