В 2023 году судебная система продолжила работу по гуманизации – и самого уголовного законодательства, и его применения. Об особенностях этого процесса – в итоговом материале РАПСИ.


В этом процессе гуманизации сложно не только добиться единства правоприменения новых мер по всей стране, но и обратить внимание общества на результаты, которых уже удалось достичь. Взгляд социума в основном прикован к тем делам, рассмотрение которых завершается обвинительным приговором. В то же время результаты в сфере гуманизации, которых удалось достичь в прошедшем году, не заметить уже невозможно.

Законодательные инициативы Верховного Суда 

На протяжении последних двух десятилетий одной из наиболее актуальных тенденций в области права была и остается гуманизация уголовного закона. Комплексная работа в этом направлении уже позволила декриминализировать отдельные уголовно наказуемые деяния, ввести и расширить сферу административной преюдиции, прекращать уголовные дела с назначением судебного штрафа и провести иные усовершенствования уголовного законодательства. 

Одну из ведущих позиций в этой работе занимал и занимает Верховный Суд РФ. Напомним, что именно ВС РФ выступил инициатором введения института судебного штрафа. В прошедшем году темпы процесса гуманизации только наращивались – об этом свидетельствуют новые законодательные инициативы высшей судебной инстанции.

Вопрос сокращения количества применения такого вида мер пресечения, как заключение под стражу, остается в фокусе интересов ВС РФ уже не первый год. Летом этого года ВС РФ внес на рассмотрение в Госдуму ВС РФ законопроект № 381316-8. Им предусматривается возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, только когда эти преступления носят насильственный характер, при этом параллельно в ст. 5 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) представлена расшифровка: какие именно деяния следует понимать под насильственным и ненасильственным преступлением.

Избрание этой меры пресечения к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений небольшой тяжести проект ограничивает случаями, когда лицо пыталось скрыться или им была нарушена ранее избранная мера пресечения.

Инициатор также посчитал, что женщины, имеющие малолетних детей, в первую очередь должны получить возможность заниматься заботой о них и их воспитанием, что, находясь СИЗО, сделать невозможно. Поэтому случаи заключения под стражу женщин, имеющих малолетних детей, предлагается ограничить только ситуациями, когда такая гражданка совершает тяжкое или особо тяжкое преступление, а в исключительных случаях – преступления средней тяжести насильственного характера.

Важным нововведением является установление запрета заключения под стражу лиц, которые страдают тяжелыми заболеваниями. Такой запрет предлагается установить для ситуаций, когда на момент рассмотрения судом ходатайства органа предварительного расследования о заключении под стражу наличие у подозреваемого или обвиняемого данного заболевания подтверждено медицинскими документами.

Помимо прочего, проектом закона также планируется закрепить, что отсутствие у обвиняемого постоянного места жительства на территории России может служить поводом для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, однако не может быть положено в основу ходатайства о продлении ее срока и соответствующего судебного решения.

Данный законопроект уже прошел первое чтение. Вместе с тем высший орган исполнительной власти посчитал, что ограничения по избранию меры пресечения необходимо распространить и на мужчин, являющихся единственным родителем малолетних детей, а равно и на единственных родителей детей-инвалидов и беременных женщин, то есть речь идет о еще более масштабном эффекте гуманизации при избрании меры пресечения. 

Еще одна значимая инициатива Верховного Суда коснулась тяжело больных. Для людей, страдающих тяжелыми заболеваниями, уголовное наказание, и в особенности лишение свободы, становится подчас просто непосильным испытанием, которое еще больше расшатывает и без того слабое здоровье таких людей.

В декабре высшая судебная инстанция внесла на рассмотрение законопроект № 513559-8. Данный проект закона предлагает дополнить ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) новой частью, указав в ней, что постановление суда в части освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью подлежит немедленному исполнению. 

Законопроект также предлагает усовершенствовать процедуру обращения в суд по вопросу об освобождении осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью.

Сейчас постановление суда, которым принято решение об освобождении осужденного от отбывания наказания, вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении 15 суток, отведенных для его обжалования в апелляционном порядке, либо в день вынесения судом апелляционной инстанции определения или постановления. Иными словами, тяжелобольные лица не освобождаются после вынесения судом такого постановления незамедлительно, а вынуждены и дальше продолжать отбывать наказание, в том числе в местах лишения свободы, ожидая истечения срока, отведенного на обжалование и рассмотрение судом такой жалобы (представления).

Принятие же законопроекта позволит повысить уровень государственных гарантий охраны жизни и здоровья граждан, отбывающих наказание, не допустив чрезмерно длительного ограничения их прав и свобод при применении мер уголовно-правового принуждения.

Общая уголовно-правовая политика

Надо сказать, что курс на гуманизацию уголовно-правовой политики – курс всего государства. Так, в текущем месяце в силу вступил и Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 211-ФЗ. Инициатива принадлежит Правительству РФ.

Согласно этому документу, возраст ребенка, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, увеличился с 3 до 4 лет. Такое законодательное решение позволит простимулировать выполнение женщиной обязанности по воспитанию ребенка и вместе с тем будет формировать ее законопослушное поведение.

Важной новеллой является создание института дисциплинарной комиссии. Такие комиссии будут принимать участие в решении вопросов применения к осужденным мер взыскания и перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие. Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного учреждения уже утверждено Минюстом. 

Кроме того, Федеральный закон вдвое увеличивает сумма средств для приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, увеличивает минимальные нормы общей площади помещений изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, участков исправительных центров, расположенных вне территорий исправительных центров, на одного осужденного к принудительным работам с 4 до 5 кв.м.

В начале года Правительство РФ также инициировало рассмотрение законопроекта о внесении изменений в УК РФ в части смягчения наказания женщинам, имеющим детей в возрасте до четырех лет, за преступления небольшой тяжести. Эта инициатива так же уже получила свое законодательное закрепление в Федеральном законе от 12 декабря 2023 г. № 591-ФЗ, однако в силу закон вступит только летом следующего года.

Указанным законом в УК РФ внесли изменения, согласно которым женщины, осужденные за преступления небольшой тяжести и имеющие детей в возрасте до 4 лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения, получат право на УДО и замену неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия не менее 1/4 срока наказания. Ранее же для получения этих прав требовалось, чтобы ребенку было не более 3 лет. 

Гуманизация в судебной практике 

Гуманизация уголовно-правовой политики государства состоит не только в установлении новых норм и правил, но и в их защите, в том числе защите судебной.

В это связи нельзя не отметить работу Верховного Суда РФ, который формирует судебную практику, исходя из основополагающих уголовно-правовых принципов, в том числе принципа гуманизма.

Так, например, в этом году ВС РФ в своем кассационном определении по делу № 44-УД23-17-К7 напомнил о важности соблюдения принципы гуманизма при назначении наказания. 

В указанном деле ВС РФ рассмотрел жалобу осужденной за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Обвиняемая утверждала, что лишь превысила пределы необходимой самообороны, защищаясь от супруга, который ее избивал.

Женщину приговорили к 3 годам лишения свободы, при этом суды отказались применить отсрочку, хотя она являлась матерью троих малолетних детей, один из которых был грудным.

Обосновывая такое решение, суд первой инстанции сослался на учет всей совокупности установленных обстоятельств, при этом не указав, какие именно обстоятельства повлияли на его решение.

Суд апелляционной инстанции указал, что отсрочка отбывания наказания не обеспечит целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденной, предупреждения совершения новых преступлений. По мнению апелляции, принятие решения об отсрочке является правом, а не обязанностью суда.

Рассматривая это дело, Верховный Суд указал, что из ст. 82 УК РФ следует, что с учетом принципов гуманизма и приоритета семейного воспитания, интересам ребенка, которые затрагиваются осуждением его родителя, придается первостепенное значение и только в исключительных случаях, если с учетом личности родителя либо совершения им преступления в отношении ребенка применение института отсрочки отбывания наказания может навредить интересам самого ребенка, либо в иных случаях в силу прямого запрета закона, то есть при совершении родителем преступлений, указанных в ч. 1 ст. 82 УК РФ, отсрочка отбывания наказания не применяется. Дело было передано на новое апелляционное рассмотрение.

В декабре Пленум Верховного Суда выпустил новое постановление о практике применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания (Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2023 г. № 47). В нем были конкретизированы положения об отсрочке, о праве ее получения при совершении тяжких и особо тяжких преступлений против личности, о возможности применения отсрочки к дополнительным наказаниям.

Так, высшая судебная инстанция указала, что на отсрочку вправе рассчитывать не только родные родители ребенка, но и усыновители (удочерители) ребенка, если его возраст младше четырнадцати лет, а наличие у лица прежней судимости, непризнание им своей вины, непринятие мер к возмещению ущерба, наличие родственников, желающих воспитывать ребенка, сами по себе не могут являться основанием для отказа в отсрочке.

Предварительные правоприменительные итоги

Результаты работы Верховного Суда РФ, а равно и всей судебной системы, в направлении гуманизации лучше всего отражают цифры.

В 2023 году ВС РФ продолжил свою последовательную работу в сфере ограничения применения такой меры пресечения, как заключение под стражу. Так, на пленарном заседании Совета судей РФ, состоявшемся 5 декабря 2023 года, глава Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев указывал, что за девять месяцев 2023 года эта мера пресечения избрана судами в отношении 61 993 лиц, то на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Судами удовлетворено 130.020 ходатайств о продлении срока содержания под стражей – на 15.421 ходатайство или на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом численность лиц, в отношении которых судом применена мера пресечения в виде домашнего ареста, возросла на 14%» – поделился успехами глава высшей судебной инстанции.

Выросло в этом году и количество случаев удовлетворения судами ходатайств об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (далее – УДО). Если за 9 месяцев процент удовлетворений составлял только 48%, то за тот же период уходящего 2023 г. он поднялся до 53%. 

Процесс гуманизации ощущается и на примере замены неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания – количество замен выросло с 44% до 49%, и на примере снятия судимости – с 68% до 73%.

С назначением судебного штрафа за 9 месяцев 2023 года судами были прекращены уголовные дела в отношении 12,4 тыс. лиц, при этом в 70% случаев судебный штраф применен судом по собственной инициативе. Позиция ВС РФ относительно судебного штрафа остается неизменной – если человек оступился впервые и совершил преступление небольшой тяжести, государство должно дать ему еще один шанс.

«Человеку, совершившему преступление небольшой тяжести впервые, судимость не нужно назначать. Судимость налагает на гражданина множество ограничений социального плана. Государство может дать возможность человеку не быть судимым, если он в силу стечения каких-либо обстоятельств совершил преступление на грани с уголовным проступком – небольшой и средней тяжести, ведь правда? Почему человека надо сразу делать судимым, создавать очень серьезные проблемы не только для него, но и для его родных и близких? Будет преюдиция, повторное совершение – ну что же, в таком случае это выбор гражданина. А вот впервые совершившему, полагаю, судебный штраф послужит хороший уроком. Это гуманная, реальная формула», – отмечал глава ВС РФ в ходе пленарного заседания Совета судей РФ, прошедшего в мае этого года.

Тема гуманизации законодательства и правоприменения являются одной из ведущих тем встреч главы государства и главы высшей судебной инстанции.

«Встреча российского президента с председателем Верховного Суда Вячеславом Лебедевым является показательной в том плане, что вопросы гуманизации правосудия находятся в сфере постоянного внимания главы государства», – рассказывал РАПСИ член СПЧ Александр Брод. 

В ходе декабрьского планарного заседания Совета судей РФ Лебедев подчеркнул, что гуманизм является принципом УК РФ и его соблюдение должно обеспечиваться судами при рассмотрении каждого уголовного дела и в отношении каждого обвиняемого. 

Вопрос гуманизации поднимался и в ходе прямой линии Президента, прошедшей в 14 декабря. В частности, речь шла о деле журналистки Александры Баязитовой, которая в ноябре этого года была признана судом виновной в вымогательстве у топ-менеджера ПСБ и получила наказанием в виде 5 лет лишения свободы, в то время как сторона обвинения требовала для нее 14 лет колонии. 

Владимир Путин предложил представителям законодательной ветви власти обдумать дальнейшие шаги по гуманизации уголовного законодательства, однако отметил, что уже действующие нормы права должны соблюдаться неукоснительно. 

Все это позволяет с большой долей вероятности говорить, что темпы гуманизации уголовного законодательства не будут снижаться и в будущем, а следом за законодательством более гуманной станет и правоприменительная практика. Так, в связи с вступлением в следующем году Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 591-ФЗ, вполне ожидаемым итогом должно стать увеличение количества условно-досрочных освобождений женщин, имеющих малолетних детей. 

Кроме того, по словам Владимира Путина, прозвучавшим в ходе дискуссии на заседании Совета по правам человека в декабре, не исключено в ближайшем будущем и объявление амнистии для женщин, которые осуждены и находятся под следствием по ненасильственным преступлениям. Подробнее о необходимости амнистии недавно писало РАПСИ.