Новый законопроект о судьбе бездомных животных в России стал значимым поводом, чтобы изучить действующие законы и особенности мероприятий, реализуемых в России, при осуществлении деятельности по обращению с безнадзорными животными. В первой части аналитики РАПСИ изучаем предпосылки необходимости обновления правовой базы, касающейся бродячих животных в России.


Тема бездомных животных очень тонкая и острая, так как с одной стороны речь идет о жизни и здоровье наших граждан, с другой же – о жизни и благополучии братьев наших меньших. Особый драматизм ей придет то, что проблема бродячих животных не возникла сама собой – это следствие халатного, не ответственного отношения человека к животным. 

Ежегодно в России по поводу укусов животных обращается около 400 тысяч человек, из них порядка 250–300 тысяч нуждаются в проведении специфического антирабического лечения (иммунизация против бешенства). Такую статистику провидит официальный сайт Роспотребнадзора. 

Увы, нередко, случаи нападения животных, в частности безнадзорных собак, оборачиваются и куда большей трагедией. Так, в марте этого года в Астрахани собаки насмерть загрызли 44-летнюю местную жительницу.

«Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат»

Проблема нападений собак на людей является повсеместной. Этой весной новости о случае нападения собаки на человека приходили из Иркутска, где животное покусало 9-летнего ребенка так, что ему наложили более 30 швов, из Челябинска и области, Саратова, Краснодара и ряда других российских городов. 

Граждане недоумевают, почему органы местной власти не предпринимают, как порой кажется, никаких действий для решения этой проблемы. В ответ на эти обвинения в бездействии власти отвечают, что соблюсти действующие правила по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев представляется весьма сложным как в организационном, так и финансовом плане.

Напомним, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев регулируются ст. 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – «Закон № 498-ФЗ»). 

Отметим, что еще на этапе принятия этого нормативного акта он подвергался немалой критике как со стороны зоозащитников, так и со стороны правоприменителей в той части, что он во многом носит декларативный характер, без установления четких организационных процедур его исполнения, не учитывает отсутствие у большинства регионов должной материальной базы для его применения. 

Некоторые эксперты предрекали, что действие этой нормы сведется к тезису о том, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, что в общем-то и оправдалось по многим положениям данного Закона.

Вышеупомянутая статья 18 закрепляет, что основные мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с безнадзорными животными связаны с отловом таких животных и их содержанием в приютах с последующим возвратом привитых и стерилизованных животных на их прежние места обитания. 

Этот метод обращения обозначают аббревиатурой ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат»). Безусловно, на улицу возвращают не всех животных - при решении этого вопроса определяющим является критерий наличия у животного возможного немотивированного агрессивного поведения. Если такое поведение проявляется, то это является основанием для оставления такого животного в соответствующем приюте.

Приютов не хватает

В целом метод ОСВВ безупречен и построен на принципах гуманного и нравственного обращения с животными. Минус только один – в большинстве регионов для реализации предложенной схемы работы пока просто нет никаких условий. Да, в Москве, Санкт-Петербурге, городах миллионниках действительно существует немало приютов, но они переполнены. Реализовать же нормы закона в российской глубинке представляется и вовсе невозможным. 

Согласно данным информационного портала «Ветеринария и жизнь», зоозащитники насчитали в 2021 году всего 461 приют. «Известия» в 2022 году привели цифру в 567 действующих приютов для безнадзорных животных, что больше ранее озвученной, но все же недостаточно для такой большой страны как Россия. При этом речь не идет о том, что указанное количество приютов поровну делится между всеми субъектами Федерации – где-то приютов действительно достаточно, а где-то их нет вовсе.

Авторы Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (далее – «Закон № 154-ФЗ») в пояснительной записке к проекту этого нормативного акта отмечали, что во многих субъектах либо отсутствуют приюты для животных, либо их недостаточно, что делает невозможным применение методов гуманного обращения с животными без владельцев и противоречит нормам действующего федерального законодательства, в частности Закона № 498-ФЗ. Общая же обеспеченность субъектов Федерации необходимым количеством приютов для животных составляет не более 25%.

В связи с такими статистическими данными создается впечатление, что авторы Закона № 498-ФЗ, заискивая перед зоозащитниками и пытаясь сохранить лицо, абсолютно забыли о реальном положении вещей в этой сфере в нашей стране. Как итог, мы получили закон, который сам по себе в части обращения с безнадзорными животными может и не так плох, но ввиду его оторванности от действительного положения дел во многих субъектах не работает так, как было задумано.

Приюты на условиях партнерства государства и бизнеса

На сегодняшний день решать проблему нехватки приютов для безнадзорных животных предложено через механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнёрства. 

В прошлом году был принят и вступил в силу упомянутый выше Закон № 154-ФЗ. Суть данного нормативного акта заключается во включении объектов, предназначенных для размещения приютов для животных, в перечень объектов соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Иными словами, региональные власти получили возможность строить приюты для животных не только за счет собственных средств, но и привлекать частные инвестиции.

«Ключевая проблема, которую решает этот закон, — это нехватка приютов в РФ. По моим оценкам, в России построено где-то четверть от необходимого количества приютов — и частных, и государственных. По самым оптимистическим оценкам, одна треть, то есть 30%, но в любом случае их катастрофически не хватает. Главы городов выходят на нас и говорят, что к ним обращаются представители бизнеса с предложением построить приют за частные деньги, за инвестиционные средства и передать его потом городу для того, чтобы тот занимался регулированием численности безнадзорных животных», — приводит ТАСС слова депутата Госдумы Владимира Бурматова, одного из авторов закона. 

По его словам, механизм позволит в 3–4 раза удешевить строительство приютов для инвесторов, поскольку подведение инфраструктуры возьмет на себя муниципалитет. Кроме того, стала проще сама процедура оформления проекта.

 Закон № 154-ФЗ был лояльно воспринят зоозащитниками. Вместе с тем высказывались мнения о том, что ключевым здесь является то, чтобы пользоваться механизмами ГЧП (государственно-частного партнерства) и МЧП (муниципально-частного партнерства) не стали недобросовестные предприниматели, которые используют приюты исключительно для извлечения прибыли, игнорируя нормы законодательства и не заботясь о жизнях животных. Зоозащитники настаивают на том, что выбор инвесторов в данной сфере должен быть особенно тщательным.

Пока рано говорить, насколько принятие этого закона улучшит ситуацию с количеством приютов, захотят ли инвесторы вкладываться в такие проекты, ведь «быстрой» такую инвестицию не назовешь.

Приют или тюрьма строгого режима?

Помимо проблемы катастрофического дефицита приютов для животных важным также является и вопрос о качестве оказания услуг существующими приютами. Согласно букве закона, приюты для животных могут быть государственными, муниципальными и частными. По данным статистики, подготовленной Ассоциацией «Благополучие животных» в 2021 году, на всю Россию насчитывалось 16 государственных приютов, 81 муниципальный приют, остальная масса – это частные приюты общественных и коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей и работа последних вызывает у зоозащитников немало вопросов.

Опираясь на статистику 2021 года, приведённую информационным порталом «Ветеринария и жизнь», порядка 45% всех частных приютов – это коммерческие организации, то есть организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а не заботу о животных, контроль популяции бездомных братьев меньших.

Свои обязательства перед государством частные приюты исполняют на основании муниципальных контрактов, закупки по которым чаще всего проводятся в форме аукциона, так как организационно это наиболее быстрая и наименее трудозатратная закупочная процедура. 

Победителем аукциона согласно Закона № 44-ФЗ признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. То есть, конкуренция по такому критерию как опыт обращения с животными при закупках услуг приютов, как правило, отсутствует. 

Как итог на рынке немало поставщиков, которые не являются специализированными организациями, не имеют квалифицированного штата сотрудников, объективный государственный контроль за их деятельностью фактически отсутствует.

Также отметим, что деятельность приютов не лицензируется в России в отличие, например, от работы зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов. Все это вызывает вопросы: в каких условиях содержатся животные, какие корма и лечение они получают, как проводятся и проводятся ли вообще мероприятия по пристройству животных, особенно учитывая тот факт, что государство платит за каждое животное, находящееся в приюте.

Сколько стоит ОСВВ

Финансовую сторону ОСВВ предлагаем рассмотреть на примере размещенного на Официальном сайта Единой информационной системы в сфере закупок муниципального контракта одной из администраций районного муниципального образования Иркутской области. 

Согласно спецификации к данному контракту, отлов одного животного, его осмотр, вакцинация, маркировка, чипирование, стерилизация и возврат на прежнее место обитания обойдется администрации в сумму около 15 тыс. рублей. Согласно техническому заданию к этому контракту, отловленные животные, поступившие в приют, подлежит содержанию в нем не менее 20 дней – значит расходы на содержание составят еще как минимум 7,5 тыс. рублей с учетом расценок прайса. 

Максимальное значение цены этого контракта составляет чуть менее 870 тыс. рублей, срок исполнения – до конца 2023 года. Таким образом, через руки исполнителя контракта пройдет по самым грубым подсчетам не более 38 особей, что, учитывая количество муниципальных образований в данном районе (11) и срока действия контракта, ничтожно мало. 

Безусловно, делать выводы только на основании одного госконтракта нельзя, но общая мысль о том, что ОСВВ – недешевая процедура, на этом примере должна быть понятна.

Если же говорить о животных с агрессивным поведением, то срок его содержания в приюте законодательством и вовсе не регламентирован, вплоть до естественней смерти. Не секрет, что при должном уходе здоровая собака проживет не один год, что с учетом стоимости содержания такого животного выливается в приличные суммы. 

Умерщвлять же животных, содержащихся в приютах, на сегодняшний день запрещено за исключением предусмотренных законом случаев, связанных с болезнью животного и его физическими страданиями. 

По данным депутата Госдумы Сарданы Авксентьевой, в 2022 и 2023 годам регионами выделено на содержание бездомных животных 11,5 млрд рублей. Несмотря на то, что сумма получилась впечатляющая, все отмечают, что этих денег недостаточно для полного исполнения действующего федерального закона.

Надежда Ткач