Для граждан, призванных на военную службу в связи с частичной мобилизацией, а также членов их семей государство подготовило целый комплекс различных льгот и выплат, которые закреплены как федеральным, так и региональным законодательством. 

РАПСИ проанализировало, каким образом на сегодняшний день складывается правоприменительная практика в отношении этих льгот, а также прогнозирует возможную судебную практику, связанную с данным кругом вопросов. 


Выплаты: регионам требуется единообразие

Выплаты — одна из значимых форм поддержки мобилизованных граждан и их семей. Существуют федеральные и региональные выплаты, выплаты единоразовые и периодические, основные и дополнительные.

Указ президента РФ от 21 сентября 2022 г. №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ №647), была введена частичная мобилизация в России в сентябре 2022 года, также присвоил всем призванным на военную службу по мобилизации статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту. 

Согласно п. 3 данного Указа было установлено, что уровень денежного содержания мобилизованных граждан будет соответствовать уровню денежного содержания военнослужащих-контрактников.  

Такое денежное довольствие состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»). 

Минимально гарантированный размер денежного довольствия и отдельных выплат для граждан РФ, призванных на военную службу по мобилизации, составляет не менее 195 тыс. руб. за календарный месяц, со дня зачисления в списки личного состава воинской части, включая период подготовки и обучения (См. Перечень поручений по вопросам оказания поддержки гражданам, призванным на военную службу по мобилизации, и членам их семей, утвержденный президентом РФ от 19 октября 2022 г. №Пр-1978). 

Таким образом, денежное довольствие является федеральной периодической выплатой военнослужащим и основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Дополнительные выплаты к денежному довольствию устанавливаются Приказом министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. №727. 

Федеральным законодательством также предусмотрена единовременная выплата в размере 195 тыс. руб. для граждан РФ, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженных Силах РФ , а также для иных граждан России и иностранных лиц, которые заключили в период проведения специальной военной операции  контракт на службу в Вооруженных Силах РФ сроком на один год и более. Эта мера социальной поддержки введена Указом президента РФ от 2 ноября 2022 г. №787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Регионы также стремятся материально поддержать мобилизованных граждан и их семьи. Каждый субъект ввел свои выплаты, исходя из возможностей своего бюджета. Эксперты обращают внимание на то, что от региона к региону наблюдается существенная разница в мерах поддержки для мобилизованных, и высказывают мнения о необходимости разработки единого стандарта обеспечения мобилизованных граждан.

В настоящее время не зафиксировано случаев массового нарушения прав мобилизованных на получение той или иной выплаты, однако разовые локальные проблемы имеют место.  Отметим, что чаще всего возникают проблемы с региональными выплатами – подобные ситуации регулируются во взаимодействии с федеральным центром. 

В целях защиты прав военнослужащих и их семей на получение денежных выплат государство предусмотрело несколько административных способов решения проблем. В первую очередь это обращение через портал «Госуслуги», где есть форма для подачи жалобы на невыплату денежного довольствия и региональных льгот. Жалобу можно составить на отсутствие как федеральных, так и региональных выплат. Минцифры передаст сообщение в профильное ведомство, где его рассмотрят в течение семи дней. 

Обратиться можно также и в Следственный комитет России, который создал собственную линию для приема обращений по вопросам отсутствия выплат, положенных мобилизованным, и иным вопросам. Получить помощь в решении проблемы можно и через Единый расчетный центр Минобороны РФ. Центр также имеет горячую линию по вопросам денежного обеспечения мобилизованных и добровольцев.

Таким образом, судебного разбирательства будут требовать только действительно сложные и неоднозначные дела, связанные с невыплатами средств мобилизованным и членам их семей, разрешить которые в рамках административных процедур не удалось.

Социальные льготы

Помимо выплат граждане РФ, призванные на военную службу по мобилизации, имеют право на получение льгот в различных областях: налоги, ЖКХ, трудовые и кредитные отношения и прочие сферы общественной жизни 

Большая часть таких льгот предоставляется мобилизованным в связи с признанием за ними статуса военнослужащего и, соответственно, распространения на них положений Федерального закона от 25 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который содержит достаточно широкий перечень прав и гарантий для военнослужащих: право на бесплатный проезд в установленных случаях, право на государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, право на социальную защиту членов семей военнослужащих, потерявших кормильца и другие права. 

Кредитные каникулы и другие специальные меры 

Кроме того, законодателем разработаны и введены в действие и специальные меры поддержки добровольцев и мобилизованных граждан. Так, для мобилизованных установили кредитные каникулы, внесли в ТК РФ обязанность работодателя сохранять рабочее место за работником, призванным на военную службу по мобилизации или контракту, а равно добровольцами. Им не будут начисляться пени за несвоевременную или не полностью внесенную платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносы на капремонт. Это далеко не полный перечень всех тех льгот, которыми могут воспользоваться мобилизованные и их семьи.

Оснований прогнозировать какую-либо волну судебных споров относительно социальных льгот, устанавливаемых действующим федеральным и региональным законодательствами, на сегодняшний день нет. Безусловно, отдельные случаи, которые не удастся решить в рамках предусмотренных административных процедур, дойдут до суда. Сказать сейчас точно, по каким льготам мобилизованные или члены их семей пойдут в суд, невозможно.

Если прокламируемый последние месяцы законопроект о внеочередной выдаче государственного жилья добровольцам и попавшим под частичную мобилизацию гражданам, которые получили увечья или серьезные заболевания в ходе специальной военной операции, будет принят, с большой долей вероятности можно сказать, что он спровоцирует волну судебных споров. Конечно, сейчас говорить об этом можно только на уровне предположений, все будет зависеть от принятия или непринятия такого закона, указанных в нем условий предоставления жилья, общей детальности проработки текста законопроекта.

Ветераны боевых действий

В СМИ широко обсуждалась новость о том, что военнослужащие, принимающие участие в специальной военной операции, в том числе призванные по мобилизации, смогут получить статус ветерана боевых действий и соответствующие ему социальные гарантии. Напомним, что присвоение статуса ветерана, в том числе ветерана боевых действий, производится согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». 

В этот закон действительно был внесен ряд изменений в конце прошлого года. Так, применительно к участникам специальной военной операции на статус ветерана боевых действий могут рассчитывать военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, направленные в другие государства органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ; военнослужащие органов ФСБ, в том числе уволенные в запас (отставку), выполнявшие задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе РФ и приграничных территориях субъектов РФ, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 г.; лица, поступившие в добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 г., а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 г.; лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Отметим, что получение статуса ветерана не происходит автоматически, для этого необходимо пройти определенную процедуру. Так, порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Минобороны России утвержден Приказом Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 г. №595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации».

В силу бюрократических причин, а также человеческого фактора доказывать право на присвоение статуса ветерана боевых действий иногда приходится через суд. Это могут быть заявления об установлении факта участия в боевых действиях, иски о признании ветераном боевых действий и обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий и другие подобные обращения в органы правосудия.

Страховые гарантии 

Мобилизованные лица, имея статус военнослужащих, имеют определенные страховые гарантии от государства. Так, в частности в ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено, что все военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. 

Страховка распространяется на случаи гибели (смерти) во время сборов или военной службы, а равно смерти, наступившей в течение года после увольнения со службы / отчисления с военных сборов или их окончания, если ее причиной стало заболевание, контузия, увечье или травма, связанные с прохождением службы. 

Страхованию подлежат  также случаи установления инвалидности в период прохождения службы, а также случаи, когда инвалидность устанавливается до истечения одного года после увольнения со службы / отчисления с военных сборов или их окончания вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы / сборов, случаи получения застрахованным лицом в период прохождения службы или военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии), а также случаи увольнения военнослужащего-срочника, отчисление гражданина с военных сборов в связи с признанием их не годными или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или сборов.

Законом также устанавливаются случаи, когда страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, и зачастую окончательное решение в таких ситуациях принимает именно суд. Так, страховая компания не заплатит за страховой случай, если он наступил вследствие совершения застрахованным лицом преступления и такое лицо будет признано виновным в совершении этого преступления в судебном порядке. 

Выплаты также не будет, если страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица. Страховщик также освобождается от оплаты, если страховой случай является результатом признанного в судебном порядке умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью. 

Таким образом, резко увеличившееся количество военнослужащих и, как следствие, увеличение количества лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом №52, а также учитывая активное задействование судебных процедур для определения страховых случаев, неоплачиваемых страховщиком, может привести к росту числа споров по страховкам. 

Признание безвестно отсутствующим или умершим

В условиях привлечения военнослужащих к участию в боевых действиях всегда приобретают актуальность институты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. В то же время, признание безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим — исключительно судебные процедуры. Порядок признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим законодательно урегулирован ст. 42–46 ГК РФ и некоторыми другими нормативными правовыми актами. 

Напомним, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, а умершим гражданин объявляется судом, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. 

В отношении военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, объявление умершим возможно не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Исходя из имеющихся положений ГК РФ не следует ожидать в ближайшем будущем роста судебных разбирательств данной категории дел. 

Однако в ближайшее время все может измениться. Дело в том, что в конце 2022 года в Государственную Думу был внесен законопроект, которым вводятся новые сроки для признания военнослужащих безвестно отсутствующими и объявления умершими. Так,  гражданин, проходящий военную службу в связи с военными действиями, может быть признан  безвестно отсутствующим, если сведений о месте его пребывания не будет шесть месяцев. Объявление военнослужащего умершим станет возможным не ранее чем по истечении двух лет со дня признания гражданина безвестно отсутствующим.

Инициаторы законопроекта указывают, что с учетом проведения специальной военной операции все больше людей могут обращаться по поводу пропавших без вести солдат. Помимо моральных страданий родственников такое положение дел также ухудшает и материальное и социальное положение семей, поскольку они не могут претендовать на выплаты, социальные льготы либо вступить в права наследования имущества военнослужащего. 

Таким образом, если поправки в ГК РФ будут приняты, заявления о признании без вести пропавших военнослужащих из зоны специальной военной операции начнут поступать в суды достаточно скоро.

Надежда Ткач