Закон об ограничении выбросов парниковых газов в России начал действовать 30 декабря 2021 года. Этот документ ознаменовал собой начало новой эры в климатической истории нашей страны. Теперь тренд на экологию закреплен законодательно.

О том, как российские топливно-энергетические компании меняют производственные процессы и в чем особенность «зеленых баррелей» компании «Роснефть», - в новом материале РАПСИ.


Мир стремительно меняется, а вместе с ним меняется и международная повестка. И если еще буквально десять лет назад, мало кто задумывался о том, какой вред наносит окружающей среде, то теперь вопросы экологического толка становятся приоритетными, определяя развитие целых отраслей экономики.

Под влияние тренда на экологию попадает и крупный бизнес, в том числе, в топливно-энергетическом секторе. Однако «зеленый» подход обусловлен не только высокой степенью ответственности компаний, но и возможным масштабом катастроф в результате своей производственной деятельности. Крупные нефтяные аварии последних десятилетий показали: послаблений ждать не стоит. Судебные решения по всему миру объединяет одно – огромные штрафные санкции в отношении компаний-нарушителей.

Так, после взрыва на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе в апреле 2010 года арендовавшая ее компания BP была вынуждена признать себя виновной по 11 пунктам обвинения, согласившись выплатить властям США штраф в размере 4,5 миллиарда долларов. Общая же сумма убытков компании от аварии, включая затраты на устранение ее последствий, составила около 45 миллиардов долларов. Один из примеров такой катастрофы в России – разлив нефтепродуктов в Норильске в мае 2020 года. Результатом утечки стал не только удар по экологии региона, но и рекордный штраф для компании «Норникель» в размере 146 миллиардов рублей.

Эти судебные решения - наглядная иллюстрация для всех игроков топливно-энергетического рынка. Очевидно, что по обе стороны Атлантики экономически выгоднее такого рода аварии предотвращать, чем разбираться с их последствиями, причем не только в виде штрафов, но и в виде репутационных потерь.

Новые стандарты

О том, что стоит менять производственные процессы, делая их безопаснее для окружающей среды, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) говорил и главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин. В своем выступлении он призвал коллег обращать внимание не на рассуждения о полном отказе от углеводородов, а сфокусироваться на разработке новой системы оценки и сертификации деятельности. Такая система позволила бы избежать переноса уже существующих и строительства новых экологически вредных производств.

«Американская нефть грязная из-за активного применения гидравлического разрыва пласта и сжигания газа первые полгода работы скважины, в России 95% попутного нефтяного газа утилизируется, гидроразрыв пласта используется реже. Не пора ли изменить постановку вопроса о будущем нефти. Речь должна идти не об отказе от нефти как таковой, а об отказе от нефти с экологически грязных проектов», — подчеркнул Сечин в своем выступлении.

Главные по экологии

Руководство компании «Роснефть» не первый раз выступает с экологическими инициативами. В целом для компании характерно ответственное производство и ответственный подход к окружающей среде в районах добычи. Еще в 2017 году «Роснефтью» была разработана и внедрена Интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды (ИСУ ПБОТОС).

ИСУ ПБОТОС представляет собой совокупность процессов, процедур, правил, организационной структуры и ресурсов, используемых для разработки и реализации политики компании. Главная ее цель - обеспечения безаварийной производственной деятельности, безопасных условий труда работников, охраны окружающей среды и сохранения здоровья населения, проживающего в регионах деятельности.

Данная стратегия была сформулирована сроком на 5 лет, по истечении которого компания поставила для себя амбициозную цель - войти в первую четверть рейтинга нефтегазовых компаний мира по показателям в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и охраны труда.

Кроме того, экологическая политика компании полностью отвечает самым передовым международным стандартам. Так, в 2020 году «Роснефть» подтвердила свое соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента».

Новые стандарты чистоты

Стоит подчеркнуть, что для компании «Роснефть» ПМЭФ в этом году ознаменовался не только экологическими инициативами, но и подписанием выгодных контрактов. На полях форума было подписано 73 соглашения, из которых более 50 относятся к проекту «Восток Ойл». Данный проект по праву можно считать флагманским для «Роснефти». Ведь его ресурсная база в среднем оценивается в 6,2 миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте.

Кроме того, «Восток Ойл» регулярно получает высокие оценки от международных экспертов. Так, в опубликованном в 2020 году отчете инвестиционного банка Merrill Lynch проект назвали локомотивом развития «Роснефти», подчеркнув, что именно он на сегодняшний день является основным источником потенциального роста для компании. А эксперты инвестиционного банка Goldman Sachs уже окрестил «Восток Ойл» магнитом для инвесторов.

Действительно, проект привлекает инвесторов. Ведь участие в нем дает доступ к качественной нефти, добываемой рядом с Северным морским путем, а значит имеющей хорошие перспективы для экспорта на ведущие азиатские рынки. Кроме того, нефть проекта отличается низким содержанием серы - 0,01-0,04%, что сопоставимо с требованием стандарта Евро-3 к дизельному топливу. 

Такая нефть может существенно разгрузить или вообще исключить потребность в отдельных установках на нефтеперерабатывающих заводах, что в результате снизит выбросы парниковых газов. Уже сейчас проектные решения предусматривают полную утилизацию попутного нефтяного газа, а это обеспечит «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. Именно в силу этих «экологических» характеристик нефть проекта «Восток Ойл» называют «зелеными баррелями».

Попутный ветер

Такая высокая экологическая привлекательность проекта «Восток Ойл» связана не только с «чистотой» нефти. У региона добычи уникальная география с точки зрения перспектив развития ветроэнергетики. По проекту «Роснефти» именно ветер станет одним из основных источников энергоснабжения «Восток Ойл», что поднимает проект еще на одну ступень по «зеленой» шкале.

Так, по оценкам WoodMackenzie, исследовательской группы в области энергетики, средняя удельная интенсивность выбросов мировых нефтегазовых проектов сейчас составляет порядка 50 кг. углерода на баррель нефти. Удельная же интенсивность выбросов «Восток Ойл» по прогнозам составит всего 12 кг. Бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль, недавно вошедшая в совет директоров «Роснефти», оценивая перспективы «Восток Ойл», отметила, что разработка проекта может стать исторической.

«Это очень амбициозные цели для нефтяной отрасли и при этом низкий углеродный след. Для такого масштабного проекта продуман комплекс возобновляемых источников энергии, в том числе ветряные электростанции. Это говорит о том, что, если есть любая техническая возможность снизить углеродный след, она реализуется», - отметила Карин Кнайсль.

Закон против газов

Такое пристальное внимание к теме снижения углеродного следа во много обусловлено новшествами в российском климатическом законодательстве. В 2019 году Россия официально присоединилась к Парижскому соглашению по климату, которое предусматривает к 2050 г. снижение выбросов парниковых газов вдвое. А летом 2021 года был принят Федеральный закон от 2 июля 2021 №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который устанавливает новые правила игры для компаний, оставляющих такие выбросы.

Согласно закону, в России вводится поэтапная модель регулирования выбросов. Она коснется регулируемых организаций, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов. Среди основных источников выбросов – промышленное (включая электроэнергетику и ТЭК) и сельскохозяйственное производство. Теперь компании должны будут предоставлять отчетность, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти.

Штрафовать нельзя помиловать

Сам закон по сути своей является рамочным, то есть заинтересованные компании еще ожидают конкретизирующих законов и подзаконных актов. В настоящее время известно, что законодательные дополнения подготовило Минэкономразвития. В частности, ведомство разработало систему штрафов для крупнейших компаний, выбрасывающих парниковый газ.

В министерстве предлагают штрафовать бизнес за непредоставление или нарушение порядка подачи отчетности о выбросах парниковых газов, за искажение информации в документах. Система штрафов будет двухступенчатой: за повторное нарушение сумма штрафов удваивается. Максимальная сумма штрафа за повторное нарушение составит 150 000 рублей - для должностных лиц, 500 000 рублей – для индивидуальных предпринимателей и 1 миллион рублей – для юридических лиц.

Такая законодательная инициатива Минэкономразвития спровоцировала обсуждение темы среди представителей ТЭК и экспертов. Бизнес считает, что такие штрафные санкции не уместны, поскольку еще не сформирована практика подготовки отчетности - вводимая система учета для компаний в новинку. При этом требования отчетности адресованы в том числе и к крупным компаниям, известным на весь мир. Очевидно, что они заинтересованы в том, чтобы создать себе репутацию экологически ориентированных производств, поэтому наличие штрафов для них скорее может вылиться не в экономические потери, а в репутационные.

«В планах правительства предусмотреть систему дисциплинирующих мер нет ничего необычного – это нормальная практика. При этом нельзя оставлять компании «один на один» с принципиально новым законодательством и требованиями», - считает академик РАН Борис Порфирьев.

В тоже время такая «палочная система» может оказать негативный эффект. Ведь по сути она ставит все компании в один ряд, не учитывая, что среди них есть игроки с безупречной экологической репутацией, вкладывающие огромные средства в то, чтобы сделать свое производство максимально безвредным для окружающей среды. Очевидно, что подобные законодательные инициативы требуют обсуждения с экологически добросовестным бизнесом. Ведь главная задача любого регуляторного механизма в конечном счете заключается в том, чтобы не навредить.