Изменения в статью 114 Конституции России обязывают правительство принимать меры к сохранению природного богатства и биологического разнообразия страны. В ходе обсуждения поправок перед голосованием эксперты ожидали, что их принятие станет важным толчком для модернизации всего законодательства страны.
Однако мало кто ожидал, что они начнут воплощаться на практике уже в ближайшие месяцы после принятия. Подписанный в Иркутской области меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды в ходе обновления железных дорог в регионе стал важнейшим прецедентом. РАПСИ изучает перспективы закрепления документом нового уровня правовой ответственности исполнительной власти в экологической сфере.
Меморандум был подписан генеральным директором-председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым и и.о. губернатора Иркутской области Игорем Кобзевым в рамках рабочей поездки в город Тулун. Закрепленные в нем экологические гарантии касаются работ по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в Байкальской природной территории.
Планом мероприятий по охране окружающей среды, которые обеспечит РЖД, предусмотрены очистка береговой полосы озера, создание канализационно-очистных сооружений на нескольких железнодорожных станциях и др. Кроме того, РЖД берет на себя обязательства по благоустройству природных памятников. Ранее РЖД подписало аналогичное соглашение о сохранении Байкальской территории с Минприроды.
Институт персональной ответственности
Историческое значение этому меморандуму придает то, что он должен стать примером успешной реализации важнейших поправок в Конституцию. Напомним, что изменения в статью 114 Основного закона четко прописывают ответственность правительства РФ за экологическое благополучие. При этом 100% акций РЖД, председатель которой подписал меморандум, принадлежат правительству России.
Таким образом, новый институт ответственности, сформированный «зелеными» поправками, обретает реальную жизнь.
Этот прогрессивный правовой инструмент законодательно закрепляет выдающуюся роль российской исполнительной власти в экологической сфере, прогресс которой стал особенно заметен в последние годы. Данный институт создает фундамент для формирования беспрецедентной по уровню демократичности практике гражданского контроля за экологической ситуацией в стране. Благодаря поправкам и их реализации правительственными компаниями каждый гражданин сможет требовать защиты своих прав в сфере экологии, просто ссылаясь на Конституцию.
В то же время следует понимать, что такая повышенная ответственность исполнительной власти обусловлена пока недостаточной проработанностью экологического законодательства. Именно поэтому возникают региональные проблемы и конфликтные ситуации, которые подрывают доверие в социуме к государственным проектам. Примером тому может служить неправильно воспринятая общественностью новость о вырубке леса для модернизации железных дорог в Байкальской территории.
Интеграция гражданской контроля
В такой ситуации настороженного недоверия экологических активистов к действиям властей, вызванного лакунами в законодательстве (особенно местном), наиболее эффективной мерой становится организация условий для общественного контроля над всеми стадиями работ и демократические формы согласования проектов.
Следует признать, что закрепленные в меморандуме обязательства способны послужить образцом для всех экологически ориентированных проектов России на ближайшие годы.
Заместитель председателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов рассказал, что на каждом участке работ по модернизации БАМа и Транссиба появится система видеонаблюдения, благодаря которой жители Приангарья смогут следить за работой онлайн. Позже в меморандуме были закреплены обязательства обустройства системы видеонаблюдения, которая позволит в дистанционном режиме контролировать, как соблюдаются экологические нормы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ на объектах стройки.
Кроме того, организовывается работа горячей линии, по которой жители региона смогут получить исчерпывающую информацию о реализации программы. На объектах строительства будут постоянно отслеживать состояние экологии. Для этих целей создадут информационно-аналитическую платформу для сбора, обработки и анализа результатов. Общественность сможет получать автоматизированные отчеты о масштабах воздействия работ на экологию региона.
Не менее важен тот факт, что соглашение предполагает проведение всех мероприятий только после экологического заключения и обсуждений с общественностью. Тем самым граждане уже сейчас получают возможность прямого воздействия на защиту своих конституционных прав на достойную экологическую ситуацию.
Возвращаясь к теме ответственности правительства, стоит процитировать министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина: «Заключая это соглашение с РЖД мы хотим открыть занавеску, включить режим онлайн для всех заинтересованных. И ни в коем случае не пытаемся что-то прятать от общественности».
Индустриализация на благо природы
Не менее важной поправкой в Конституцию, которой уделяется незаслуженно мало внимания, является сохранение животного и растительного мира, в том числе увеличение популяции редких растений, лесовосстановление, участие в обустройстве заказников.
Это новое обязательство властей также учтено в меморандуме. В ходе модернизации железных дорог запланированы биотехнические мероприятия в особоохраняемых природных территориях. Сюда относится создание подкормочных площадок, поставка кормов, расстановка информационных стендов. Другими словами, индустриальные работы в лесной зоне должны не только не навредить животным, а наоборот – помочь их воспроизводству, благодаря обустройству инфраструктуры для кормления и защиты.
Также РЖД берет обязательства восстановить вырубленные участки. «Те площади, которые попадут под расчистку, в обязательном порядке будут восстановлены. Более того, дополнительно на 19 га будут также посажены лесные культуры, то есть площадь восстановленного леса превысит площадь вырубленного», - подчеркнул заместитель лесного комплекса Иркутской области Михаил Карнаухов.
В контексте защиты лесов важно учитывать еще один ключевой аспект. Главным источником сокращения лесных площадей в России в последние годы становится вовсе не вырубка, а пожары. Например, только за первые семь месяцев прошлого года в Дальневосточном округе площадь пожаров достигла 3,9 млн га, что втрое превышает размеры бедствия 2017 года. За тот же период в Сибири сгорело 2,4 млн га леса.
Масштаб этой проблемы обусловлен слабой развитостью инфраструктуры – попросту говоря, пожарные зачастую лишены доступа ко многим очагам лесных возгораний. В этой связи локальное прореживание леса в рамках строительства железных дорог способно спасти несопоставимо больше вырубленных деревьев благодаря обеспечению условий для значительного сокращения времени ликвидации возгорания.
Принятие такого рода стратегических решений показывает обусловленность выбора правительства гарантом обеспечения экологической стабильности.
Модернизация законодательства
По всей видимости этот проект станет пилотным для обновления законодательства. Возможно, сейчас некоторым активистам нормативные гарантии экологичности работ выглядят недостаточно детализированными. Но здесь важно понимать, что это первая масштабная возможность для правительства реализовать свои новые возможности в сфере защиты экологии после принятия поправок в Конституцию. Благодаря такому высокому уровню контроля и ответственности за проект, очевидно, не должно возникнуть никаких препятствий для того, чтобы все необходимые новые законы оперативно принимались по ходу работ, когда эксперты или общественность сформулируют выявившуюся потребность в них.
Поэтому нет объективных причин переживать о сложностях перевода базовых конституционных принципов на региональный уровень. Этот механизм уже хорошо отлажен. Поправки будут воплощены в жизнь через федеральные законы и подзаконные акты, а далее — в региональное законодательство. Тем самым сформируется вертикаль ответственности.