РАПСИ продолжает рубрику «Исторические хроники», посвященную законодательному процессу на стадии правового формирования Российской Федерации. В 2019 году особое внимание будет уделено конституционному процессу. Ближайшие материалы депутата Госдумы РФ первого созыва, журналиста, сопредседателя историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Аллы Амелиной позволят погрузиться в детали самых интересных фактов из истории федеральных конституционных законов.


Итак, 12 декабря 1993 года была принята, а 25 декабря опубликована и вступила в силу Конституция РФ. Это был важнейший исторический шаг к формированию законодательства новой России.

Не случайно уже 24 декабря 1993 года Борис Ельцин подписывает указ «О мерах по приведению законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ». Этим документом были признаны утратившими силу четыре «осенних» 1993 года президентских указа, в том числе приснопамятный указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе».

Кроме того, признавались недействующими и не подлежащими применению законодательные акты, противоречащие Конституции РФ. Таковых набралось 46.

Министерству юстиции РФ и Государственно-правовому управлению Президента РФ поручалось в 3-месячный срок представить предложения об отмене противоречащих Конституции законов РСФСР и РФ, а также нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ.

Последним пунктом оговаривалось, что указ вступает в силу с момента вступления в силу Конституции РФ.

Интересная и немаловажная деталь: настоящий указ было предписано представить на рассмотрение Федерального Собрания РФ.

Здесь уместно напомнить, что в один день с принятием Конституции РФ, 12 декабря 1993 года, был избран новый двухпалатный парламент новой России. Ему-то и предстояло заполнять правовой вакуум и формировать российское законодательство в соответствии с новыми социально-экономическими и политическими реалиями.

Как сказал президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (в 1993 году — руководитель Администрации Президента РФ) Сергей Филатов на форуме, посвященном 25-летию принятия Конституции, абсолютно все прописать в ней было невозможно. А потому ряд положений решили регулировать федеральным законодательством. Именно этим и занялись депутаты первой Госдумы РФ, полномочия которых начались в январе 1994 года, то есть ровно четверть века назад.

Как известно, российские законы имеют разный статус. Так, федеральный закон (ФЗ) — это законодательный акт, принимаемый по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов. А федеральный конституционный закон (ФКЗ) принимается по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Он обладает более высокой юридической силой и действует непосредственно на всей территории России.

Более высокий статус ФКЗ обусловлен двумя основными параметрами. Во-первых, необходимость этих законов указана непосредственно в Конституции РФ. Во-вторых, их принятие отличается более сложной процедурой: ФКЗ считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство обеих палат Федерального Собрания, то есть две трети от общего числа депутатов Госдумы и три четверти — членов Совета Федерации. При этом одобренный федеральный конституционный закон Президент РФ обязан подписать в течение 14 дней, а право вето на него не распространяется.

Именно о федеральных конституционных законах, истории их прохождения и принятия поправок к ним и пойдет речь в материалах нашей рубрики «Исторические хроники» в 2019 году.

Первый материал читайте на сайте РАПСИ 24 января