Обсуждение поправок к законопроекту о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» состоялось на заседании профильной рабочей группы в Государственной Думе РФ. Депутаты и иные участники группы рассмотрели предложения, призванные найти оптимальное решение вопроса об изучении государственных языков республик и народов РФ и преподавании на указанных языках в рамках системы образования.
Представители Госдумы признают, что законопроект вызвал резонанс в обществе, поэтому необходимы компромиссы и взвешенный, аккуратный подход к деликатной теме. Члены рабочей группы сошлись во мнении, что обучение родным языкам проживающих в России народов и государственным языкам республик РФ должно быть обязательным. Но дети и их родители должны свободно выбирать, какой язык изучать и на каком языке проходить обучение.
Вызовы языкового многообразия
Выступая на открытой части заседания рабочей группы, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов назвал российский опыт образования уникальным. Ни в одной стране мира в рамках системы образования не изучают 50 языков и не проводят обучение по другим предметам на 30 языках, отметил депутат.
Вместе с тем наличие большого числа языков народов ставит сложные задачи перед системой образования. По данным Госдумы, в федеральном перечне присутствуют утвержденные учебники только на пяти языках (кроме русского) — на татарском, башкирском, алтайском, хакасском и чеченском. Лишь по 13 языкам проживающих в России народов есть примерные основные образовательные программы, хотя в настоящее время в школах преподают большее число языков. По словам Никонова, проблема упирается в сложность процесса выработки образовательных стандартов и утверждения учебников. Система экспертизы учебников, пособий и программ несовершенная и дорогостоящая, в связи с чем не каждому региону по силам обеспечить проведение необходимых процедур.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов считает, что в действующем законодательстве есть пробелы, из-за чего в отдельных случаях могут быть нарушены права граждан. В прошлом году Роспотребнадзор и органы прокуратуры реагировали на сообщения от граждан, которые были вынуждены изучать национальный язык, не являющийся для них родным. Как подчеркнул Кравцов, в настоящее время нарушений нет, конституционные права граждан по изучению родных языков обеспечены, но в ряде регионов действительно была требующая вмешательства ситуация, и возникла она вследствие правового вакуума.
Русский язык — от государственного к родному
Законопроект, над которым работает Госдума, призван решить проблемы с изучением языков народов РФ в рамках системы образования. Депутаты признают, что у их идей есть критики, которые опасаются за судьбу многообразия языков в РФ. Законопроект вызывает несогласие критиков декларируемой добровольностью изучения языков, и противники нового подхода говорят о том, что изучение национальных языков станет факультативом, от которого ученики откажутся в пользу более прикладных предметов.
«Данный законопроект оказался чрезвычайно резонансным, он затронул важную, деликатную проблему, и сегодня, выступая, депутаты приводили письма и обращения с обеих сторон. Нам необходимо было найти сложный компромисс, целью которого, с одной стороны, было обеспечить добровольность при изучении языка, но добровольность в выборе языка, а не самого процесса обучения. С другой стороны, мы должны были обеспечить обязательность обучения родным языкам и поддержать изучение национальных языков. Как мне кажется, на данный момент рабочей группе удалось выйти на компромисс, который включает в себя несколько принципиальных моментов. Обучение государственным языкам республик и родным языкам народов остается в обязательной программе, здесь не должно быть никаких сомнений — это обязательный предмет, который дети будут учить. Русский язык этим законопроектом, как мы предполагаем, будет включен в число родных языков. Сегодня он является только государственным языком страны, включение русского в родные языки позволит выбрать его как родной», — заявил депутат Андрей Исаев по итогам заседания рабочей группы.
Исаев также обозначил «установочный» характер разрабатываемого законопроекта, что на практике означает необходимость принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс изучения родных языков. В связи с этим Госдума попросит правительство РФ уже ко второму чтению подготовить подробную информацию о подзаконных актах, которые необходимо будет принять для реализации положений нового закона.
Как подчеркнул Исаев, все участники рабочей группы выступили за поддержку языков проживающих в России народов. «Все языки народов России являются национальным и мировым достоянием, нуждающимся в очень серьезной государственной поддержке. Мы уверены, что с принятием поправок в закон об образовании эта поддержка будет обеспечена в гораздо большем объеме, как оно этого и заслуживает», — подтвердил курс на поддержку языков народов РФ глава думского комитета Никонов.
Фонд поддержки языков
Для поддержки государственных языков республик РФ и языков народов рабочая группа выступила с инициативой о создании специального фонда. Фонд поддержки родных языков будет заниматься проблемами науки, а также подготовкой учебных пособий, их экспертизой, проведением связанных с федеральными государственными образовательными стандартами процедур и включением учебных пособий в образовательные программы, пояснил Никонов. В планах нижней палаты парламента подготовка постановления, в котором будет озвучено предложение создать концепцию преподавании родных и государственных языков РФ.
В случае создания новый фонд может оказаться полезным и в решении иных задач. Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов считает, что если гражданам, проживающим вне региона, где используется их родной язык, потребуется обучение, то фонд сможет помочь, задействовав существующие наработки. Как рассказал Гильмутдинов, принятые в соответствии с требованиями законодательства программы дистанционного обучения уже работают. Проект «Язык матери» охватывает 10 тысяч молодых людей, которые обучаются родному языку, проживая вне Татарстана.
В рамках данной темы депутаты также обратили внимание на уже существующий в законе принцип учета возможностей системы образования при реализации права на обучение родному языку. «Конституционная норма (гарантирующая всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития — прим. РАПСИ) действует в рамках возможностей образовательной системы. Невозможно каждому ребенку обеспечить изучение того языка, который он выберет. Этого нигде нет, даже в нашей стране, где используется наибольшее количество языков в системе образования», — отметил Никонов. В свою очередь Исаев предположил расширение таких возможностей системы образования при помощи фонда поддержки родных языков.