Правительство внесло в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предполагают лишать прав водителей, грубо нарушивших правила дорожного движения (ПДД) три раза за год. Эксперты опасаются, что в нынешней формулировке законопроект может стимулировать рост коррупции в ГИБДД и грозит лишением прав практически каждому.

Нововведения предлагается прописать в новой статье КоАП —12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». В случае принятия законопроекта, за административные правонарушения, «являющиеся основными причинами ДТП», суд будет вправе лишать водительских прав на срок от одного года до полутора лет. Для тех, кто совершил правонарушение без прав на управление автомобилем, санкции планируются в виде штрафов — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

К числу грубых нарушений ПДД, грозящих лишением прав, относятся: значительное нарушение скоростного режима (на величину более 40 км/ч), проезд на красный свет, разворот с движением задним ходом в неположенных местах, выезд на встречную полосу, отказ выполнять требование предоставить дорогу пешеходам и велосипедистам, отказ уступить дорогу транспорту с правом преимущества (например, общественному транспорту), пересечение железнодорожных путей вне оборудованного переезда.

В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что документ подготовлен для реализации правительственного плана по снижению смертности населения от ДТП. По данным правительства, почти 87% всех ДТП (173,9 тыс. аварий) произошли из-за того, что водители не соблюдали ПДД, и почти 40% аварий (76,9 тыс.) были совершены по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности.

Важная деталь: лишить прав на основании трех нарушений суды смогут лишь в том случае, если эти нарушения запротоколированы сотрудниками ГИБДД. Так что несоблюдение ПДД, зафиксированное дорожными камерами, учитываться не будут. Большинство экспертов негативно оценивают этот пункт законопроекта, видя в нем потенциал для усиления коррупции в Госавтоинспекции.

Лишение прав за три нарушения напоминает возвращение к балльной системе, которая действовала в девяностые годы. Каждое нарушение оценивалось в несколько баллов – когда водитель набирал определенное число, его лишали прав. От данной системы отказались, поскольку Генпрокуратура и ГИБДД признали, что нельзя наказывать несколько раз за одно и то же нарушение – это противоречит основному принципу КоАП.

По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, балльная система «развратила нашу Госавтоинспекцию до предела». «Когда закон будет принят, требование этого органа будет таково: верните нас на улицы, дайте нам возможность патрулировать, только так мы сможем наказывать за эти нарушения. Наказывается, как известно, в лучшем случае каждый второй, а каждый первый благополучно уходит от ответственности либо за взятки, либо благодаря своему высокому должностному или служебному положению», - отмечает Похмелкин.

Кроме того, в нынешнем законопроекте не прописана такая важная деталь как срок давности нарушения, после которого он исключается из общей суммы. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов опасается, что в нынешнем виде законопроекта накопление нарушений за неопределенный период времени приведет к тому, что «у нас в какой-то момент все пройдут через лишение прав на год-полтора».

Решить эту проблему может альтернативный способ наказания недобросовестных водителей, который предлагает координатор общественного проекта гражданских активистов «Движение» Андрей Филин. Он выдвигает идею градационной линейки штрафов. «Например, поймали тебя на тротуаре — 2 тысячи рублей штраф, второй раз поймали в течение года — 4 тысячи рублей, еще раз поймали — 8 тысяч рублей, в четвертый раз человек уже за 16 тысяч рублей никуда не поедет», - считает Филин.

Впрочем, за последний год в правительство поступило уже немало предложений, касающихся лишения прав за различные нарушения, но приняты они по большей части пока не были.

За что депутаты предлагали лишать прав за последний год

Превышение скорости на 130 км/ч

В январе депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов внесли предложение лишать прав на два года при повторном превышении скорости на величину 130 км в час. В случае фиксации правонарушения камерами, нарушителя предлагалось лишать прав на один год и при этом отправлять на принудительные работы на срок до 70 часов. При повторном нарушении помимо лишения прав на два года депутаты предлагали еще и накладывать штраф в 10 тыс. рублей.

Долг более 10 тысяч рублей

В январе в России вступил в силу закон, который позволяет ограничить должников в праве управлять транспортным средством за неуплату штрафов ГИБДД и других долгов. Временное лишение грозит каждому водителю, долг которого превышает 10 тыс. рублей. Предельного срока для изъятия прав не предусмотрено: водительское удостоверение будет храниться у судебных приставов до тех пор, пока должник не оплатит всю сумму. Исключения действуют только для льготных категорий граждан и тех, у кого водительские права являются основным средством заработка.

Дорожный конфликт

В конце 2015 года зампредседателя комитета по законодательству Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Евгений Малеев выступил с инициативой лишать водительских прав на срок от полугода до года зачинщиков дорожных конфликтов.

Эта тема сейчас получила особую актуальность. Председатель правительства Дмитрий Медведев в начале июня даже подписал постановление, которое вносит в ПДД новое понятие - «опасное вождение». Возможно, штрафы за проступки, которые чаще всего и становятся причинами дорожных конфликтов, позволят избежать таких радикальных мер, как лишение прав за их последствия.

Тонировка 

 

Зимой прошлого года чиновники МВД предложили ужесточить ответственность за езду на автомобиле с тонированными передними стеклами. Для тех, кто попался с незаконной тонировкой в первый раз, штраф в размере 500 рублей чиновники предложили сохранить. Однако за повторное нарушение штраф решили увеличить до 5 тысяч рублей, а если автовладелец продолжает игнорировать требования закона, его предложили лишать прав на срок от двух до шести месяцев.

Разговор по телефону

Осенью 2015 года депутаты Калининградской областной думы предложили ужесточить наказание за разговоры по мобильному телефону: если разговор стал причиной ДТП, водителей предложили лишать прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Проезд на красный свет

 

Ранее депутаты из Калининграда выступали с идеей лишать прав за проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика на шесть месяцев, либо на срок до полутора лет в случае повторного нарушения.

За что могут лишить прав сейчас

Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, либо использование материалов, затрудняющих их идентификацию – лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Управление авто с заведомо подложными государственными регистрационными знаками – лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы (или световозвращающие приспособления) с огнями красного цвета – лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.

Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов – лишение прав на срок от 1 года до полутора лет. Использование их – лишение прав на срок от полутора до 2 лет.

Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб – лишение прав на срок от 1 года до полутора лет.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (либо передача ему управления) – лишение прав на срок от полутора до 2 лет.

Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. То же – более 80 километров в час – лишение прав на срок 6 месяцев. Повторное нарушение – лишение прав на срок 1 год.

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде – лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев.

Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения - лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное нарушение – лишение прав на 1 год.

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное нарушение – лишение прав на 1 год.

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом – лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим соответствующего свидетельства – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего – лишение прав на срок от 1 года до полутора лет. При причинении средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – лишение прав на срок от полутора до 2 лет.

Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения – лишение прав на срок от полутора до 2 лет.

Оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся – лишение прав на срок от 1 года до полутора лет.
Нарушение должником установленного в соответствии с "законодательством" об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством – лишение прав на срок до одного года.