Константин Добрынин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, в рамках V Петербургского международного юридического форума рассказал РАПСИ о роли иностранных юридических консультантов на российском рынке, потенциале отечественных специалистов и спорадическом законотворчестве.
По словам Добрынина, вопрос о качестве работы юридических консультантов, особенно западных, появился на повестке после того, как Россия проиграла спор с бывшими акционерами ЮКОСа, в пользу которых по решению Постоянной платы третейского суда в Гааге должна выплатить около 50 миллиардов долларов. «Но при всем при этом я, например, полагаю, что никакого запрета для западных юридических консультантов на деятельность в России быть и не должно и не может, потому что это глупо, это бессмысленно, и это значит высечь самих себя, потому что если ты хочешь быть лучшим, значит, ты должен соревноваться с лучшими, научиться побеждать, научиться продавать услуги… предлагать услуги лучшего качества, быть лучшим для клиента», - сообщил Добрынин.
Что касается российского юридического рынка, то его потенциал и перспективы, по словам собеседника агентства, огромны, учитывая, что рынок проходит этап «осознанного развития». «Если до этого было некое хаотичное развитие, то сейчас все примерно понимают, что необходимо. Первая задача, которую все-таки нужно решить, это, конечно, надо разобраться с правом на квалифицированную юридическую помощь», - отметил Добрынин.
Еще одна проблема, о которой, по его словам, стоит задуматься, - это интересы бизнеса и условия для его ведения: «Просто необходимо создать здесь понятные правила игры, ввести понятные условия… Государство должно честно, публично то, что задекларировано, выполнить, и только тогда бизнес увидит, что да, действительно, нас никто не обманывает, те гарантии, которые мы получили, выполнены и те нормы, которые законодательно были внедрены, работают – вот тогда начинается некоторое изменение сознания».
Наконец, в российском праве наблюдается такое явление, как спорадическое законодательство», когда на рассмотрение в парламент вносится масса странных, порой абсурдных поправок в законодательство, прежде всего, уголовное и административное право. Однако к уголовному кодексу, по мнению Добрынина, стоит подходить крайне аккуратно и взвешенно: «Он настолько правильно связан и собран, правильно кодифицирован, что просто так влезать туда со скальпелем нельзя. Сначала необходимо установить пробильность конкретной нормы, а потом уже понимать, есть она на самом деле или ее нет и это проблема правоприменения».
Что касается Гражданского кодекса, то те изменения, которые в него были внесены, по словам Добрынина, назрели уже давно: «Все-таки необходимо понимать, что за те почти 20 лет, когда принимался Гражданский кодекс, экономика и в целом страна шагнули далеко вперед. Комплекс правоотношений, соответственно, стал намного шире. Тут как раз с точки зрения гражданского законодательства при всех спорах и разных позициях юристы, законодатели, практики двигаются в едином правильном ключе».