Семен Эпштейн, адвокат, управляющий партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн"
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ 2 декабря планирует рассмотреть и представить в Госдуму проект изменений в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) РФ, которые касаются процедуры упрощенного судопроизводства. Как таковая, процедура упрощенного судопроизводства позволяет (в силу отказа от некоторых положений АПК) существенно быстрее рассматривать дела.
В первую очередь, происходит отказ от правила рассмотрения дела в присутствии участников и их представителей. Очень часто многие из них сильно затягивают решение по делу, раз за разом не являясь в судебное заседание. При этом причиной неявки является не какая-то стратегия по затягиванию разбирательства, а то, что дело "не интересно" его участникам. Фигурирующие в нем суммы, по всей видимости, для них столь малы, что выглядят непропорционально на фоне затрат, связанных с посещением заседания.
Между тем, огромное количество таких дел создает колоссальную нагрузку на судей и снижает качество их работы по сложным делам, связанным с настоящими спорами.
Суть нововведений
Упрощенный порядок существует и ныне, однако от предлагаемых изменений он отличается, и весьма существенно.
Наверное, важнейшее отличие – концептуальное. Так, главным смыслом порядка на текущий момент является упрощение рассмотрения дел, по которым отсутствует спор. Проще говоря, одна сторона выдвигает претензии, другая их не опровергает. Поскольку в данном случае нет необходимости соблюдать многочисленные формальные требования, обеспечивающие состязательность процесса и равноправие сторон, существует возможность отказаться от них с целью более быстрого вынесения судебного решения и облегчения работы судей, экономящих таким образом свои силы.
Но, согласно представленному ВАС РФ проекту поправок в АПК, суть рассматриваемого порядка будет уже несколько иной. Основную категорию дел составят не "бесспорные", а "малоценные" - то есть те, в которых фигурируют сравнительно небольшие денежные суммы.
Отмечая безусловную необходимость снижения нагрузки на судей, отметим и риски подобных нововведений. Фундаментальным принципом правосудия в Российской Федерации является равное право всех на судебную защиту. И если в существующем ныне порядке угрозы этому принципу не усматривается, так как речь идет о ситуациях отсутствия спора, то в новом порядке чувствуется крайне опасная тенденция. А именно: полный арсенал юридических возможностей получат только обеспеченные участники процессов, оспаривающие крупные суммы. Таким образом, право на судебную защиту обуславливается достатком сторон, что совершенно недопустимо.
При этом оценивать данный документ как антиконституционный лично я не могу.
Категории дел
Но обо всем по порядку. Сначала рассмотрим подробнее, какие же дела планируется рассматривать "по упрощенке".
Впервые в АПК РФ прямо называется целый ряд различных дел, при рассмотрении которых допускается применение упрощенного порядка судопроизводства. Основным признаком, объединяющим их все, является максимальный размер денежных сумм, фигурирующих в качестве самих требований и последствий предъявления таких требований. Этот размер составляет 100 тысяч рублей.
Так, согласно представленному проекту, в упрощенном порядке можно будет рассматривать налоговые требования до 100 тысяч рублей. Например, если фирма получает информацию о поданном со стороны налоговой инспекции иске (допустим, на 90 тысяч рублей) и арбитражный суд определяет рассмотрение дела в упрощенном порядке, а организация хочет иметь возможность оспорить претензии непосредственно в судебном заседании, нельзя просто принять такую информацию к сведению и спокойно готовиться к суду. В этом случае необходимо в течение десяти дней сообщить в арбитражный суд о несогласии с упрощенным порядком рассмотрения. В противном случае, заседание пройдет в отсутствие представителей налогоплательщика.
Также следует обратить внимание на то, что при упрощенном порядке можно рассматривать и требования о привлечения к административной ответственности. Но, опять же, если размер штрафа составляет не более 100 тысяч рублей.
Независимо от размера предъявленных требований, в упрощенном порядке по-прежнему рассматриваются иски по подтвержденным документально долгам за коммунальные платежи и иные расходы по эксплуатации помещений. Кроме того, этот же режим распространяется и на те случаи, когда ответчик признает претензии истца независимо от их суммы.
Важно отметить, что в проекте закона прямо указывается на возможность рассмотрения в упрощенном порядке требований о взыскании долга по кредитному договору. На этот момент следует обратить особо пристальное внимание, поскольку в данном случае размер задолженности уже не имеет значения. Напомню, что ранее пороговым значением была сумма в 20 тысяч рублей. Сейчас же предлагается рассматривать без полной судебной процедуры дела как по долгу в 10 тысяч рублей, так и по миллиардным задолженностям.
Сроки рассмотрения
В проекте предлагается изменить и некоторые сроки, установленные для упрощенного порядка судопроизводства.
Например, стороны будут иметь не пятнадцать, а десять дней для возражения против рассмотрения дела в упрощенном порядке (в случае, если такой порядок предлагается судом). При этом если предложение об упрощенном порядке внес истец, то у ответчика есть уже целый месяц для прошения о рассмотрении дела в обычном порядке.
Чем обусловлена такая разница? Думается, что таким образом ВАС РФ пытается исключить возможность злоупотребления одной из сторон процесса новыми возможностями, тогда как со стороны судей такой опасности он не видит и фактически снижает вероятность отказа сторон от судейского "предложения".
Однако более важным в части сроков представляется другое нововведение. В проекте закона предлагается отменить специальный срок для рассмотрения дел в порядке упрощенного судопроизводства, который ранее составлял один месяц. ВАС РФ считает, что следует установить для рассмотрения сроки, предусмотренные для соответствующей категории дел другими положениями АПК РФ. По общему же правилу дела должны рассматриваться в течение трех месяцев.
При этом было бы неверно утверждать, что последним положением кардинально ухудшено положение участников упрощенного производства. Конечно, три месяца – дольше, чем один. Но и существенно короче, нежели шесть. Не секрет, что именно до шести месяцев нередко продлеваются сроки рассмотрения дел в обычном порядке. Но как раз это проектом запрещается в отношении упрощенного порядка. Таким образом, ВАС крайне затруднительно обвинить в волоките.
Промежуточные выводы
Если же говорить в целом, то нельзя сказать, будто предлагаемые изменения носят некий критический характер и являются значительной преградой для доступа к правосудию. Обращая внимание на возможные риски, ряд экспертов, в том числе и я, только лишь хочет предостеречь участников рынка, судей и законодателей от возможных ошибок на этом пути.
Сам же по себе проект поправок в Арбитражный процессуальный кодекс заслуживает не только внимания, но и одобрения - как способствующий ускорению и повышению качества судебного рассмотрения.
Стороны, недовольные упрощенным порядком, сохранят возможность отказаться от него. Но для реализации этой возможности от бизнеса потребуется большее внимание к процессуальным деталям, чем многие его представители пока похвастаться не могут.
Таким образом, судьи дают еще одну возможность повысить уровень правовой культуры бизнеса. Используя при этом самый эффективный механизм – кошелек.