В начале августа МВД России разместило в Интернете законопроект "О полиции", разработанный в недрах министерства по поручению президента Дмитрия Медведева. Многие юристы уже назвали документ не идеальным, сформулировав массу замечаний и предложений. Больше всего претензий к законопроекту, что не удивительно, озвучивают представители адвокатского сообщества.

 

Евгений Черноусов, эксперт Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов РФ, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук

 

Интенсивный развал системы МВД и резкое снижение уровня профессионализма милиционеров совпали с началом распада СССР. В этот период времени начались массовые увольнения сотрудников из МВД. Их с удовольствием брали на работу  коммерческие структуры, где заработная плата была в разы  выше, чем в милиции. Это привело к тому, что кадровые аппараты МВД в начале 90-х годов прошлого столетия вынуждены были без надлежащей проверки набирать на должности следователей и оперативных сотрудников бывших учителей, военных, инженеров.

Получилось так, что впервые в истории отечественной милиции была нарушена преемственность поколений, поскольку вновь принятые на работу в органы внутренних дел были лишены возможности набираться профессиональных навыков работы от старослужащих. Теперь мы имеем сотрудников милиции, не способных решать задачи по защите граждан от преступных посягательств, выявлять и раскрывать преступления, надлежащим образом охранять собственность и общественный порядок. Закрытость от населения и не подотчетность обществу – вот главная причина сегодняшнего угрожающего для граждан состояния милиции.

Поэтому, во-первых, необходимо изгнать из рядов милиции сотрудников, занимающихся фальсификацией доказательств,  рукоприкладством, вымогательством денежных средств и совершением других преступлений. Во-вторых, следует морально и материально поддержать профессиональных, грамотных и порядочных сотрудников милиции. Государство должно дать таким милиционерам льготы, поскольку именно им предстоит каторжная работа по восстановлению престижа милиции.

В-третьих, надо установить надлежащий государственный и общественный контроль за деятельностью милиции. Без него милиционеры и после реорганизации будут использовать свое служебное положение для незаконного личного обогащения.

Новая полиция для новой полиции

В главе 10 проекта федерального закона "О полиции" сказано о контроле и надзоре за деятельностью полицейских. В статье 51 говорится о государственном контроле деятельности полиции. Полагаю, что в этом разделе должно быть прописано, какие специальные органы осуществляют подобный контроль. Сейчас контролирующими органами для милиционеров являются созданные в 1995 году в составе МВД РФ, МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей подразделения собственной безопасности.

Необходимо признать, что сотрудники этих служб не справились с поставленной задачей, что подтверждается возросшим за последние годы количеством правонарушений среди милиционеров и высокой степенью их коррумпированности. Это произошло по причине того, что руководители таких служб находятся в подчинении у региональных милицейских начальников. Поэтому совершенные милиционерами преступления фильтруются: какие-то регистрируются, какие-то - прячутся от учета и регистрации.

По названным причинам назрела крайняя необходимость создания на базе Департамента собственной безопасности МВД службы по контролю за деятельностью милиции, руководитель  которой назначался бы на должность президентом России и не находился бы в подчинении у министра внутренних дел. Сотрудники названной службы, прежде всего, должны сконцентрировать свои усилия на проведении в отношении коррумпированных полицейских прослушивания телефонных переговоров, наблюдении за исполнением ими профессиональных обязанностей, негласной видеозаписи в служебных кабинетах. Уместно также оперативно внедрять своих сотрудников в полицейские подразделения в целях выявления так называемых "оборотней в погонах".

Именно на указанную службу необходимо возложить обязанности по установлению видеокамер в служебных помещениях полиции, поскольку большая часть недозволенных методов раскрытия и расследования преступлений совершается в зданиях и помещениях правоохранительных органов.

Прокурорская перезагрузка

В проекте закона отдельно упоминается о государственном контроле за полицией со стороны судебных органов и о прокурорском надзоре. Однако не конкретизировано, каким образом в отличие от милиции будет улучшен судейский контроль и прокурорский надзор за полицией.

Сейчас прокуратура фактически расписалась в своей беспомощности по надлежащему надзору за законностью в органах внутренних дел. А в судах сложилась порочная практика признания преимущественного значения доказательств, представляемых милиционерами и отводе по надуманным основаниям доказательств, представленных  стороной защиты. Поэтому граждане должны видеть в проекте закона "О полиции" конкретные методы и способы  эффективного и повсеместного прокурорского надзора и судебного контроля за деятельностью полиции. Сами же полицейские должны знать, что их деятельность по настоящему контролируется государством и обществом.

Функции общественности

В отличие от закона "О милиции", в проекте нового закона предусмотрен и общественный контроль за деятельностью полиции. В частности, в пункте 9 статьи 8 указано, что для улучшения взаимодействия граждан с полицией в целях учета потребностей и интересов населения, защиты прав и свобод, при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах образуются общественные советы.

Безусловно, общественный контроль за сотрудниками органов внутренних дел необходим. Однако осуществлять его уместно не только с помощью общественных советов. Следует прямо сказать, что модное нововведение – создание в последние пять лет общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, ГУВД, УВД и территориальных органах внутренних дел ощутимой пользы в деле наведения порядка в милицейских рядах не дали. В эти общественные советы руководителями милицейских подразделений включены в большей части представители СМИ, которые нужны милиции для освещения их деятельности в хвалебном тоне. И наоборот, минимально представлены правозащитники, которые по понятным причинам неудобны милицейским начальникам за принципиальную позицию и открытую критику.

В этой связи нельзя согласиться с предложенной редакцией пункта 11 статьи 8 проекта закона "О полиции" в той части, что общественные советы  при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел образуются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вопросы создания и функционирования  общественных советов при полицейских подразделениях – прерогатива общественности. Только при таких условиях можно ждать эффективной работы членов общественных формирований.

Представляется, что в проекте предлагаемого закона помимо общественных советов должно быть предусмотрено  участие общественности на совещаниях личного состава полиции, посвященных совершенствованию ее работы. В своих выступлениях представители граждан давали бы реальную оценку состояния преступности, вносили бы конкретные предложения по улучшению охраны общественного порядка.

Запрет фальсификаций

Одним из существенных недостатком проекта закона "О полиции" является отсутствие статьи, в которой бы конкретно перечислялось, что нельзя делать полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. В числе других запретов обязательно должно быть указано, что полицейские не имеют никакого права:

- подстрекать, склонять, побуждать лиц к совершению противоправных действий (то есть осуществлять провокации);

- фальсифицировать доказательства и результаты оперативно-розыскной деятельности;

- воспрепятствовать законной деятельности адвокатов по оказанию юридической помощи доверителям.

Принуждение к прогрессу

В проект закона "О полиции" включена статья 11 об использовании достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Изложенные в статье положения являются только пожеланиями для полицейских, и не обязывают их применять при осмотре места происшествия, задержании преступников, проведении следственных действий технические средства, в том числе фото- и видеоаппаратуру, а также криминалистическую технику для отыскания, например,  отпечатков пальцев рук предполагаемых преступников.

Считаю, что формулировка положений этой статьи должна быть изложена в приказном порядке, поскольку полицейские просто обязаны использовать доступные технические средства в своей работе. Данное требование необходимо для того, чтобы полицейские не унаследовали от милиционеров имеющуюся в последние годы тенденцию умышленного неприменения технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Это делается сегодняшними сотрудниками органов внутренних дел для того, чтобы, в частности, не фиксировать на электронные носители допущенные фальсификации доказательств, факты незаконного физического воздействия на задержанных и другие правонарушения.