САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 мая — РАПСИ. Член Совета Федерации от Крыма Ольга Ковитиди предложила в определенных случаях смягчить ответственность за неисполнение боевого приказа, соответствующий законопроект сенатор внесла в понедельник на рассмотрение в Госдуму.

Поправки предстоит внести в статью 332 Уголовного кодекса РФ (неисполнение приказа). Сенатор Ковитиди утверждает, что принятые прошлой осенью изменения в УК РФ, ужесточающие наказание за неисполнение боевого приказа, содержат неопределенность. Правительство РФ законопроект поддержало.

В пояснительной записке говорится, что единственным критерием разграничения части 2.1 статьи 332 УК РФ (предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 3 лет) и части 2.2 статьи 332 УК РФ (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет) является такой оценочный признак, как «существенный вред интересам службы», который, по мнению автора инициативы, в условиях боевых действий может применяться практически во всех случаях.

«Законопроектом предлагается изложить часть 2.2 статьи 332 УК РФ в новой редакции, которая будет устанавливать ответственность за неисполнение в особый период подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, а равно за отказ от участия в военных или боевых действиях, если такое деяние совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо повлекло тяжкие последствия», - говорится в пояснительной записке.

Принятие поправок, считает сенатор Ковитиди, позволит дифференцировать меры уголовной ответственности, исключив возможность назначения столь строгого наказания (до 10 лет лишения свободы) за неисполнение приказа, не повлекшее наступления тяжких последствий или совершенное не в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.

Таким образом неисполнение приказа в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий единственным исполнителем при отсутствии тяжких последствий будет квалифицироваться в соответствии с действующей редакцией части 2.1 статьи 332 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 3 лет.

Позиция Верховного суда

В отзыве Верховного суда (ВС) РФ на законопроект сенатора Ковитиди говорится, что положения статьи 332 УК РФ в действующей редакции, в том числе ее частей 2.1 и 2.2, неопределенности не содержат.

В настоящее время, отмечает ВС, по части 2.1 статьи 332 УК РФ ответственности подлежат военнослужащие, не исполнившие приказ в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий при отсутствии последствий в виде существенного вреда интересам службы, а также признаков, предусмотренных частью 2 этой статьи, заключающихся в совершении деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В части 2.2 статьи 332 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за неисполнение приказа, причинившее существенный вред интересам службы, а равно совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекшее тяжкие последствия, при условии совершения этого деяния в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.

ВС считает, что части 2.1 и 2.2 статьи 332 УК РФ в действующей редакции не конкурируют между собой, и позволяют дифференцировать уголовную ответственность за неисполнение приказа в указанных особых условиях.

Кроме того, ВС обратил внимание автора инициативы на то, что в проектной диспозиции части 2.2 статьи 332 УК РФ не учтено, что в части 2.1 данной статьи предусмотрена ответственность за два самостоятельных деяния - неисполнение приказа и отказ от участия в военных или боевых действиях.