МОСКВА, 2 июл - РАПСИ. Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении законопроект о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Закон определяет инсайдерскую информацию как точную и конкретную информацию, которая не была ранее известна и распространение которой сможет оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. К такой информации относятся сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в вопросе, касающемся информации о почтовых денежных переводах.

В число инсайдеров включены эмитенты и управляющие компании; хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в границах РФ; организаторы торговли; клиринговые организации; а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли.

К инсайдерам относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, федеральные органы исполнительной власти, региональные власти, органы местного самоуправления.

Кроме того, инсайдерами предложено считать руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые имеют доступ к инсайдерской информации; информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации; организации, которые присваивают рейтинги; а также физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации.

Наказание

Закон вводит уголовное наказание за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации. Эта статья вступит в силу через три года после опубликования закона. Одновременно в Кодексе об административных нарушениях (КоАП) вводится административное наказание за неправомерное использование инсайда, а также за нарушение требований законодательства о противодействии использованию инсайдерской информации.

Поправки, которые вносятся в Уголовный кодекс, устанавливают штраф за манипулирование рынком в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за один-три года. Альтернативным наказанием может стать лишение свободы на срок до четырех лет с наложением штрафа. Если манипулирование проводилось организованной группой и ущерб был причинен в особо крупном размере, штраф предлагается установить в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере зарплаты осужденного в период от двух до пяти лет, срок лишения свободы - от двух до семи лет с наложением штрафа и запретом занимать определенные должности.

Также уголовное наказание вводится за умышленное использование инсайдерской информации, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству.

Крупным ущербом предлагается считать убытки в размере более 2,5 миллиона рублей, а особо крупным - свыше 10,0 миллионов рублей.
Поправки в КоАП устанавливают наказание за неправомерное использование инсайда или манипулирование рынком, если они не содержат уголовно наказуемого деяния. В этом случае административный штраф для граждан составит от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от одного до двух лет), для юридических лиц - в размере излишнего дохода, но не менее 700 тысяч рублей.

Также предусматриваются наказания за ненадлежащее раскрытие инсайдерской информации, за нарушения при ведении списка инсайдеров, за ненадлежащее уведомление ФСФР об операциях с финансовыми инструментами и иностранной валютой.

Споры

Первоначальный вариант законопроекта правительство РФ внесло в Госдуму еще в конце декабря 2008 года. В процессе его рассмотрения в российском парламенте возникало немало споров, касающихся как определения базовых понятий, так и круга лиц, причастных к распространению и использованию инсайдерской информации.

В первом чтении законопроект был одобрен Госдумой 17 апреля 2009 года. Затем президент РФ Дмитрий Медведев поручил своей администрации и правительству к маю 2010 года урегулировать ряд вопросов, связанных с законом.

В первоначальном тексте законопроекта к СМИ предъявлялось требование перепроверять поступающую к ним информацию, устанавливать, не относится ли она к инсайдерской, что ограничивало оперативность и свободу распространения информации. Ко второму чтению в документе появилась норма, что исчерпывающий перечень сведений, составляющих инсайдерскую информацию, должна утвердить Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Также из законопроекта было исключено понятие вторичных инсайдеров.

Кроме того, были конкретизированы формулировки всех составов манипулирования рынком, исключены спорные нормы о субсидиарной ответственности работодателей за действия своих должностных лиц и сотрудников.

В документе было закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственности, если оно не знало, что информация является инсайдерской, а распространенные сведения - ложными.

СМИ

Рабочая группа при думском комитете по финансовому рынку, готовившая законопроект ко второму чтению, согласовала положения о том, что ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации.

СМИ и их сотрудники не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся высказывания, сообщения или заявления конкретных лиц, или в случае, если материал воспроизведен из публикации другого СМИ.

СМИ могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком только в том случае, если ими была получена выгода, или если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике распространенной ложной информации.

Последний штрих - прокуратура

Госдума на последнем этапе рассмотрения законопроекта исключила органы прокуратуры из-под действия закона об инсайдерской информации.

"Возникла коллизия. По данному вопросу поступило письмо Генпрокуратуры о том, что с их точки зрения законопроект об инсайде вступает в противоречие с базовым законом, по которому они работают, в части того, что они (органы прокуратуры) конституционно независимы и попадать им как инсайдерам под контроль ФСФР сложно", - сказал председатель комитета Владислав Резник, при обсуждении этой поправки на заседании комитета.

"Мы сейчас выведем органы прокуратуры и в течение года будет подготовлена общего плана поправка, которая будет говорить о том, что если лицо в рамках исполнения своих служебных обязанностей получает доступ к инсайдерской информации, но не имеет права в силу закона, по которому работает, разглашать, то при разглашении подпадает под действие закона об инсайде", - сказал Резник.